• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

Успение – итог преображения человека

Незадолго до Своей блаженной кончины Пресвятая Дева вернулась в Иерусалим, где жила в доме апостола Иоанна Богослова. Она часто посещала дорогие сердцу места, которые были связаны с последними днями земной жизни Её Божественного Сына, и усердно там молилась. Однажды во время такой молитвы Пресвятой Богородице явился Архангел Гавриил, который возвестил о Её скором переселении в вечный мир. Это должно было произойти через три дня.

Дева Мария сообщила о завершении Своего земного пути апостолу Иоанну и другим близким Ей людям. Накануне последнего дня пребывания на земле Матери Господа нашего Иисуса Христа произошло удивительное чудо. В праздничной стихире утрени об этом сказано так: «Апостолы, рассеянные по всему миру, были перенесены облаками по воздуху; как один человек стали они пред Пречистым Твоим Телом, над которым и совершили честное погребение, и мы, взывая к Тебе приветствием Гавриила, восклицаем: Радуйся, облагодатствованная Матерь безмужная, Господь с Тобою» (русский перевод).

Действием Святого Духа Бог чудесно собрал апостолов – проповедников евангельского учения – из разных отдаленных мест в Иерусалим для прощания с Матерью Спасителя мира. Сначала они с удивлением осматривали друг друга, но потом поняли причину их чудесного собрания. Они поведали Богородице о своих трудах и жизни Христовой Церкви в разных народах и землях. По Божьему промыслу к погребению Пречистой Девы опоздал только апостол Фома.

Событие Успения очень красиво передано в светильне праздника Успения: «Апостоли, от конец совокупльшеся зде, в Гефсиманстей веси погребите Тело Мое: и Ты, Сыне и Боже Мой, прими дух Мой». В русском переводе: «Апостолы, собранные сюда с концов земли в Гефсиманском селении, погребите Тело Мое, и Ты, Сын и Бог Мой, прими дух Мой».

В богослужении праздника дается объяснение причины такого удивительного события. Апостолы были свидетелями чудес и земной жизни Иисуса Христа. Но для полноты знания и понимания дела спасения людей им надо было стать и свидетелями плодов преображения и освящения человека благодатью Святого Духа. Именно это они увидят в завершении земного пути Пресвятой Богородицы: «Очевидцам и служителям Слова (то есть Божиего Сына. – Прим. авт.) надлежало видеть и Успение Матери Его по плоти – это последнее над Нею таинство, чтобы они видели не только вознесение Спасителя от земли, но и были свидетелями переселения Родившей Его. Для этого они, отовсюду собравшись по Божьей воле, достигли Сиона (горы в Иерусалиме, на которой был построен ветхозаветный храм. – Прим. авт.) и провожали шествующую к Небу, высшую Херувимов; с ними вместе и мы поклонимся Ей как молящейся о наших душах» (стихира на литии в русском переводе).

Дева Мария Своей жизнью показала цель пришествия в мир Христа – спасение человека от греховного повреждения и уподобление человеческой личности Богу в духовном совершенстве. Смерть на время разлучает душу христианина с телом, но не с любящим нас Богом – Источником жизни. Пресвятая Богородица вместе со Своим Божественным Сыном преодолела смерть как последствие грехопадения людей. Она воскресла и обрела новое, прославленное тело, не подверженное страданию и старению, какое обретем и все мы, чада Православной Церкви, в день славного Второго Пришествия Христова.

Человек сотворен Богом для вечной радостной жизни соединенных воедино души и тела. Грех, вошедший в души людей, поработил их, разделил их с Богом и самих людей друг с другом. Смерть как следствие греха исказила всю природу человека – и духовную, и телесную, – лишив наследования вечной и бессмертной жизни.

В живой связи веры и любви с Богочеловеком Иисусом Христом люди восстанавливают светлое состояние своей души. Они обретают возможность обновления своего тела в райском, безгрешном состоянии, в каком и были созданы Творцом. Пресвятая Дева Мария являет Собой высочайший образец такого благодатного преображения в святости и богоуподоблении. В результате длительного подвига несения Своего креста, то есть Своего личного служения Богу и людям, Пресвятая Богородица достигла духовного состояния несравненно выше ангельского.

Её душа, расставаясь с земным телом, была с любовью принята в объятья Божественного Сына. Об этом так говорится в праздничном богослужении: «Изумлялись ангельские силы, видя своего Владыку на Сионе, принимающего руками Своими женскую душу, ибо Он пречисто Родившую Его, как подобало Сыну, призывал: иди, Честнейшая, прославиться вместе с Сыном и Богом» (тропарь 9­й песни канона в русском переводе). «Необъяснимо Вселившийся в чрево Твое, Богородица, при воплощении, Он (Иисус Христос. – Прим. авт.), приняв всесвященнейший дух Твой, упокоил у Себя, как Сын, воздающий долг» (тропарь 8­й песни канона в русском переводе).

Смысл этих слов понятен: Пресвятая Дева носила Божиего Сына в Своем чреве при Его Воплощении, а теперь уже Сам Богочеловек, как бы возвращая Ей долг, с радостью принимает Её душу в Свои объятия, несёт на Своих руках.

И небесный ангельский мир, и люди на земле, познавшие Бога своей верой, повсеместно прославляют Успение Божией Матери: «При Твоем славном Успении, не познавшая брака Пресвятая Дева, радуются небеса и возвеселились ангельские силы; веселится и вся земля, воспевая надгробную песнь Тебе, Дева, как Матери Владыки всех, избавившей человеческий род от прародительского осуждения» (хвалитная стихира в русском переводе). Не в тайне и забвении, а светло и торжественно завершается земной путь Богородицы.

Ангелы как небесные жители, апостолы – представители земли, собранные вместе из разных мест, стали очевидцами важнейшего для всех поколений людей события – подведения итогов земной жизни преданного всем сердцем Богу человека, свято исполнившего Свое земное служение: «Сонм (множество. – Прим. авт.) богословов от концов земли и множество ангелов с высоты стеклись к Сиону по мановению, чтобы достойно послужить при Твоем погребении, Владычица» (тропарь 3­й песни канона в русском переводе).

Казалось бы, смерть любимого человека – всегда несчастье и скорбь, но не так у верующих людей, души которых принимаются в руки Божии. Встреча верной Богу души со своим Спасителем лицом к лицу – всегда радость. Так, при отпевании благочестивых людей в храме молящиеся ощущают удивительную радость, хотя, казалось бы, должно быть совсем на­оборот. Небесной радостью наполнились сердца апос­толов и иерусалимских христиан при погребении Матери Иисусовой! «Всесвященное Твое Успение, Всесвятая Дева Чистая, множество ангелов на небесах и мы, род человеческий, на земле прославляем, ибо Ты стала Матерью Творца всего, Христа Бога. Не прекращай, просим, молить Его за нас, на Тебя после Бога надежды возложивших, Богородица Всехвальная и брака не познавшая!» (вечерняя стихира в русском переводе).

«Успение Твое славят власти и престолы, начала и господства, силы и херувимы и величественные серафимы (перечислены ангельские чины. – Прим. авт.); земнородные же, ликуя, радуются о Божественной Твоей славе. Припадают цари с архангелами и воспевают: Благодатная, радуйся, с Тобою Господь, подающий через Тебя миру великую милость».

Наша земная жизнь при всей её красоте и радости исполнена болезней, скорбей и несчастий. Но не так в Небесном Царстве, где нет греха и смерти. Человеку свойственно стремиться к вечному счастью и бесконечной радости. Это заложено в нашу душу Богом, потому что именно это наследует человек в вечном мире, если жил на земле по той любви, которая заповедана в Евангелии Божиим Сыном. Церковь обращается к Пресвятой Деве: «Смерть твоя, Чистая, была переходом к жизни вечной и лучшей; из кратковременной она переселила Тебя, Пречистая, к жизни истинно божественной и бесконечной, чтобы в радости созерцать Тебе Твоего Сына и Господа» (тропарь 4­й песни канона в русском переводе).

На одном московском кладбище я видел такую надпись на старинном надгробии: «Остановись, прохожий, помяни мой прах, я уже дома, а ты еще в гос­тях». На земле мы – в пути к вечности. Путь этот подчас очень труден и скорбен. Кто из близких поможет нам и поддержит?

Церковь отвечает нам на этот вопрос: первым и самым верным помощником и другом христианину на земном пути является Божия Матерь, Которой верующие во Христа усыновились на Голгофе. Смерть и тление преодолены Божией Матерью, потому что Она полноценно соединилась с Иисусом Христом в Своей земной жизни, а Её Пречистое Тело стало прекрасным храмом Божьим, в котором жил Бог.

Спаситель поставил великую цель всем уверовавшим в Него: стать храмом Духа Святого. «Царство Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21).

«При рождении от Тебя Христа зачатие было без семени, при Успении Твоем – омертвение без тления; чудо с чудом соединилось» (седален по второй кафизме в русском переводе).

Победив Своим Воскресением тленность и поврежденность человеческой природы, Иисус Христос стал Родоначальником обновленного человечества, освящающегося и перерождающегося для святости и бессмертия в благодатной таинственной жизни Православной Церкви. Пречистая Дева Мария явилась для всех нас недосягаемым образцом благодатного преображения человека, рожденного смертными людьми. Не только Её святую душу Сын Божий принял в Свои объятия, но и нас в свое время примет, если мы сохраним Ему верность в любви. Но и Пречистое Тело Своей Матери Господь уже воскресил в обновленном состоянии, как воскресит и наши тела при Своем Втором Пришествии. Богородица первая из всех потомков Адама, зараженных последствиями грехопадения, полностью обновила Свою душу и тело богоугодной жизнью и действием благодати Божией. Теперь Она душой и телом живет в Небесном Царстве, продолжая осуществлять Свое материнское служение делу спасения Её усыновленных чад Святой Церкви Христовой.

По преданию Церкви, апостол Фома, по Божьему промыслу опоздавший к погребению, на третий день после Успения вошел в погребальную пещеру и не обнаружил там тела Пречистой Девы. На каменном ложе лежали только погребальные пелены Богоматери. Несколько позднее Она явилась апостолам и ученикам Христовым в Своем обновленном теле и обещала: «Радуйтесь! Я с вами во все дни». Поэтому православные христиане, почитая Пречистую Матерь Господа нашего Иисуса Христа, прибегают к Ней за помощью на своем земном пути. Все те, кому дорог Её Сын и Христово Евангелие, дороги Ей как усыновленные дети, врученные Её попечению Иисусом Христом. «В Рождестве девство сохранила еси, во Успении мира не оставила еси, Богородице, преставилася еси к животу (жизни. – Прим. авт.), Мати сущи Живота (Сына Божиего, Источника жизни. – Прим. авт.), и молитвами Твоими избавляеши от смерти души наша» (тропарь праздника).

Источник: Клин православный

Автор: протоиерей Борис Балашов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация православный приход Троицкого собора Русской Православной Церкви Московской Митрополии Сергиево-Посадской и Дмитровской епархии Клинского благочиния.Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская областная митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние