• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

 

о храме заголовок

О храме

Около ста лет, с первой трети XIX в. и до конца 20-х годов прошлого в., центром духовной жизни Клинского края был собор Святой Живоначальной Троицы. И уже почти девяносто лет в его стенах не совершались богослужения, не звучали слова молитвы.
Троицкий соборный комплекс сформировался к середине XIX в. из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенного в XVIII в., сооруженных усердием прихожан.
Троицкий собор был начат строением в 1802 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В 1836 г. собор был построен и освящен святителем Филаретом, митрополитом Московским.
В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями.
Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 г. также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 г. В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ. Во время Великой Отечественной войны собор значительно пострадал. После войны его перестроили под Дом Культуры. 23 сентября 1992 г. Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).

История

Интересный документальный источник хранится в собрании Клинского краеведческого музея – Летопись Клинской Троицкой соборной церкви. Составлена она протоиереем Львом Яковлевичем Державиным. На титульном листе даты нет, но по тексту удалось установить, что написана данная летопись в 1893 году. Как выглядит данный источник? Оформлена летопись в виде книги, состоящей из 44 страниц, сброшюрованных в чёрный с разводами картонный переплёт, записи выполнены аккуратным красивым почерком чёрными чернилами. Листы пожелтели, загрязнены. Вероятно, она использовалась многими людьми, её часто читали. На страницах летописи имеются и более поздние пометки, которые вносились в разное время, что выдаёт почерк и цвет чернил.
На обороте титульного листа автор пишет: «Составитель летописи сей, не имея под руками каких-либо печатных материалов, или архивных документов, равно каких-либо записей от предшественников своих, не мог составить с надлежащей обстоятельностью и полнотою. Составитель будет польщён, если труд его, как материал принесёт некоторую долю пользы будущему составителю летописи».
Перед повествованием о Троицком храме, в самом начале летописи, протоиерей Державин даёт краткое описание города Клина. Краеведам эти сведения известны, но любопытно, какими источниками пользовался протоиерей Державин, характеризуя Клин. Кроме этого, какими сведениями он располагал в конце 19 века: «Город Клин находится от Москвы к северу, в 83 верстах; расположен при реке Сестре, которая протекает вокруг всего города и частью врезается в него. Точно определить время основания города нет исторических данных…» Далее автор указывает на описание путешественника по России г. Мейера: «Клин был большим селом, принадлежавшим царю и великому князю Алексею Михайловичу», автор также ссылается на справочную книгу Шрамченко изданную в 1890 году, где говорится, что в древности город был родовой вотчиной дома Романовых. « …При Петре Великом, во время войны со шведами, жители города были повёрстаны с ямщиками. В 1781 году, октября 3 дня, когда состоялся штат или состав Московской губернии по новому учреждению город Клин, входивший в черту Переяславской епархии, сделался уездным городом Московской губернии и в 1788г., за упразднением Переяславской епархии, причислен о дорогах. « От Москвы в Клин ведут два путя: шоссейный, (петербургское шоссе) врезающийся в самый город, и железный (Николаевская ж.д.) не вдалеке от шоссе, по левую его сторону и по левую сторону города, в полуверсте от которого находится и станция железной дороги. Посреди города, на значительно крутом берегу реки Сестры, тщанием прихожан, из кирпича воздвигнут, в виде квадратной палаты, величественный пятиглавый, с 5-ю же куполами собор во имя « Св. Живоначальной Троицы». Автор приводит пространное описание Троицкого собора, указывает его размеры, рассказывает об его архитектурных особенностях и внутреннем убранстве. Эти сведения были опубликованы в газете « Серп и Молот» № 54 от 19 июля 2007г.
Посреди города, на значительно крутом берегу реки Сестры, тщанием прихожан, из кирпича воздвигнут, в виде квадратной палаты, величественный, с 5-же куполами собор во имя Св. Живоначальной Троицы, длиною вместе с трапезной церковью по наружной стене 24 сажени (51,2м) и шириной 9 сажень (19,2 м), ( 1 сажень=2,134 м 1 аршин= 0,71 м ) а внутри длиной 65 аршин (46,15 м), шириной 24 аршина (17,04 м) и высотой 36 аршин (25,56 м) с 81 окнами, из коих 14 круглых, в три света.
Храм был начат строением в 1802 году по благословлению Высокопреосвещеннейшего Платона, митрополита Московского, а окончен постройкою в 1836 году и освящен в том же году мая 24 дня Высокопреосвященнейшим Филаретом. ( Филарет Дроздов) Митрополитом Московским. Из летописи известно, что одноярусный иконостас был устроен по плану архитектора Осипа Ивановича Бове.
Пол в алтаре каменный; в настоящей церкви чугунный. Пред алтарем устроена солея-каменная, отделённая медной решёткой. В храме трое дверей: с западной, северной и южной стороны; стены храма наружи оштукатурены. Крыша на храме железная четверочастная, с фротонами; на куполах овальной формы главы и кресты на них из железа, вызолоченные. Трапезная церковь, начатая постройкою вместе с настоящим храмом, вскоре была и сожиздена. Она отделяется от настоящей каменною глухой стеной, одним пролётом с 12-ю окнами в один свет; полы и солея в ней деревянные..в трапезе устроены два придела-во имя Казанской божией матери и во имя Святителя и Чудотворца Николая. Приделы сии, (как видно из прежней описи храма) освящены были в 1804 году…
До 1891 года настоящий храм был холодный, а трапезная была теплая, имея сначала « амосовскую», а потом духовую печь. А в 1891 г. с разрешения Епархиального начальства по утверждённому, строительным отделением Московского губернского правления, плану устроена другая духовая печь Московским печником Степаном Васильевичем Барановым, для отопления настоящего храма. Престолы и жертвенники из дубового дерева, верхние деки на престолах кипарисовые. В настоящей церкви жертвенник устроен в особом Северном предалтарии, на открытом месте.
Иконостас, в настоящей церкви одноярусный, устроен по плану архитектора Осипа Ивановича Бове. Колонны и пилястры и низ иконостаса покрыты алебастром под мрамор, а имеющаяся по местам резьба вызолочена. Царские врата резные, в них вставлен деревянный вызолоченный крест, вышиною 4 арш.5 верш.(= 3 м) и шириною 2 арш. 5 вершков (= 1,5 м).
Стены и купол настоящей церкви расписаны живописным письмом, а трапезной окрашены масляною краскою. Икон старинного письма в иконостасах нет. В настоящей церкви иконы без оклада, а в трапезной в нижнем ярусе иконостаса и в киотах, помещающихся на стенах за клиросами устроены серебряно-вызолоченные ризы. Икон чудотворных, явленных и особо местно-чтимых нет. ( Позже в Троицком соборе появилась чудотворная икона Божией Матери « Млекопитательницы»- об этом написано в дополнении в конце летописи). Также не имеется и особенно замечательной, или драгоценной утвари. С северной стороны от Троицкого собора на расстоянии 18 сажень (38,4 м) находится церковь во имя Воскресения Христова, сооружённая из кирпича, тщанием прихожан в 1712 году и освященная при державе Благочестивого государя Царя и великого князя Петра Алексеевича, Самодержца Всероссийского (Храм освящен « В лето от создания мира 7228, февраля в 3 день. (1712 год) Церковь холодная, устроена в виде квадратной палаты, шатровым верхом, в три света, с 3 окнами в алтаре, с 14 окнами в храме и с 4 – трапезное. — Алтарём на юго-востоке…размером церковь вместе с трапезною, в длину 13 саж.(27,7 м), в ширину 5 саж.(10,7 м), в вышину до креста 10 саж.(21 м). Заметно, что трапезная, а потом и паперть пристроена после.
Крыша на храме и главы на нём крыты железом; крест из железа и под ним яблоко вызолочены; пол в алтаре и храме каменный…. Престол и жертвенник деревянные, также и иконостас, местами вызолоченный с резьбою о 6 ярусах. Храм этот тоже был соборный и в Воскресенском храме были « замечательные иконы»:

  • 1.Икона святителя Николая Чудотворца, пожертвованная в 1683г.
  • 2.Деревянный крест вышиною в 4 аршин.(2,84 м) и шириною 2 арш. 4 вершка (1,42 м) на нем резное из дерева изображение в небольшой человеческий рост.
  • 3.Резное из дерева изображение господа Спасителя в сидячем положении, в терновом венце; — размером изображение в небольшой человеческий рост.

Храм сей давно пришел в ветхость и в нем вследствие значительных трещин служение не совершалось лет десять. В 1892 г., вследствие прошения уполномоченных граждан города Клина о разрешении им на средства учителей города, не касаясь церковных сумм, возобновить сию церковь (далее пишется о намечавшихся ремонтных работах.). Вероятно, на месте Воскресенского храма прежде тоже был храм в подтверждение чему автор летописи пишет:» « Близ церковной сторожки стоит еще кирпичный столб, с железным на нем крестом, свидетельствующий тоже о том, что на сем месте был, когда-то храм и может быть прежний Воскресенский.
« Между Воскресенским и Троицким храмом находится кирпичная колокольня, построенная в 1769 году, на кошельковую сумму». Приводится описание колокольни. Внизу колокольни есть помещение, в котором проживал прежде сторож. Перечисляются колокола: « На колокольне висит 12 колоколов, из коих большой весит 335 пудов 25 фунтов, вылит в 1786г. при Императрице Екатерине Алексеевне… Далее автор пишет: « Есть основание предполагать, что настоящий Воскресенский храм был построен взамен прежнего (каменного или деревянного, обветшавшего или сгоревшего неизвестно).
Доказательством сего может служить находящаяся в Воскресенском храме, по левую сторону от царских врат, икона святителя Николая Чудотворца, в длину 1 арш.8 верш. И шириною 1 арш.1,5 вершка, в сребра позлащенный, старинного чеканья риз, на которой внизу вычеканена следующая надпись: « Лета 7191 года (1683г) января 30 день совершися сей образ Чудотворца Николая в граде Клин, в церковь Воскресения Христова, по обещанию воеводы Дмитрия Аверкиева сына Ярцева.
Таким образом, из сей надписи видно, что уже в 1683г. был храм, тоже во имя Воскресения Христова.» « Вокруг всего погоста, в коем находится упомянутые церковные здания, а равно одной стороны каменная сторожка и каменный сарай, а с другой каменная свечная лавка, в 1842 году устроена на протяжении 150 сажень каменная ограда, в которой по восточной и южной сторонам сделаны железные решётки: в ограде двое (трое) железных ворот на южной и западной сторонах. На устройство ограды истрачено кошельковой суммы 14000 ассигнациями, в число коих одна тысяча ассигнаций пожертвована купцом Алексеем Ивановичем Ворошиловым.» « К соборной церкви приписана кладбищенская…Во имя Божией матери « Всех скорбящих радости», освящена в 1860 году 3 июля дня.» Следует описание данной церкви.
« К собору же приписана и домовая церковь. Находящаяся в Клинском тюремном замке, сооруженная усердием бывшего учителя уездного училища Стефана Порывкина и освящена в 1864 году, во имя Святителя Тихона Задонского. В 1909 году отстроена новая церковь каменная отдельно от тюремного замка, на разные пожертвования; освящена Анастасием Серпуховским 18 октября (1909 г.)
На юге от собора в саженях 50, на городской площади находится каменная часовня, устроенная в 1866 году, в память избавления Государя Императора Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности. (Иверская часовня, освящена в 1872 году). Таковая же часовня и по тому же случаю устроена близ станции Клин николаевской железной дороги в полутора верстах от собора. Кроме их приписаны к собору каменная часовня, устроенная в 1890 году, при мещанской богадельне в ознаменование 25-летней службы московского генерал-губернатора князя Долгорукова, и в приходской деревне Лаврово, устроенная в 1893 году крестьянином той же деревни Николаем Тимофеевичем Булановым, в память избавления Государя наследника цесаревича Николая Александровича, от угрожавшей ему опасности 29 апреля 1891 года, в городе Отсу, в Японии. Вблизи кладбищенского храма, по восточной линии, находится каменная богадельня для бедных духовного звания и мещан (этого здания уже не существует, оно разобрано в 199о-1994г.г.). Богадельня устроена в 1852 году, во время служения при Клинском Троицком соборе протоиерея Феофилакта Ивановича Кроткова, на собранные от доброхотных дателей пожертвования.
К числу утвари соборной церкви, более замечательной, можно отнести два напрестольных Евангелия и напрестольный крест. Оба Евангелия вместе напечатаны в Москве, первое в 1644 году, второе в 1681 году. Напрестольный крест серебряный.

Капитал и доходы церкви

В этом разделе обстоятельно описано количество капитала в церкви. В самом начале написано, что «неприкосновенного» капитала в соборной церкви немного. Всего в 1892 году состояло билетами 650 рублей. Объясняется это тем, что церковь имела большие расходы. В этом разделе сказано, как и от кого поступали пожертвования и на строительство храма. В частности указано, что в 1829 году получено в Москве от сборщика, крестьянина Егора Петровича на построение храма 128 рублей, от неизвестного 36 рублей. В 1830 году от сборщика 156 рублей и от прихожан купцов и мещан, от всего общества пожертвовано 1000 рублей. От неизвестного 30 рублей . В 1833 году собрано от доброхотных дателей 714 рублей. В 1834 году от приезжего купца Коробова на строение церкви 85 рублей 50 копеек. От клинского купца Григория Гаврилова на паникадило 500 рублей, от доброхотных дателей, на образа 1083 рубля. ……
В 1857 году сумма была 13240 рублей и с этого года сумма только убавлялась, потому что были «предприняты живописные стенные работы в соборе, золочение иконостаса и мраморные работы». Сказано, что «для сих работ нанят был художник Егор Алексеевич Чернов и мраморщик Типаев. В 1861 году на украшение храма было пожертвовано клинским купцом Алексеем Ивановичем Ворошиловым 2000 рублей. Брала церковь и долги в других храмах. В этом разделе написано и о пожаре 1885 года: «В 1885 году в июле месяце был в Клину очень большой пожар, от которого пострадали и церковные здания. На поправку оных в 1886 году потрачено 2100 рублей и в 1887 году 2900 рублей. В 1891 году был значительный расход, вследствие внутреннего подновления храма и устройства духовой печи в Троицком соборе, который до этого времени был холодный. В конце раздела названы имена старост собора. Значатся купцы Арсений Воронков, с 1869 года Серапион Воронков; С 1877 года – клинский купец Александр Сергеевич Немчинов. (Далее приписано другим почерком: «По смерти Александра Немчинова место старосты 16 июня 1901 года заслужил клинский купец Василий Григорьевич Орлов»

Состав прихода

До 1881 года состав прихода разделялся на две половины. Одна состояла под владением первого священника, другая под владением второго священника. На часть первого священника приходилось, как видно из исповедальных описей за 1827 год, домов — 103, душ мужска пола 369, душ женска пола 429. На часть второго священника домов – 106, душ муж. пола 373, женска 438, с 1881 года такое разделение закончилось, и требы в приходе совершаются священниками поочередно. В состав прихода с давнего времени входят: а) граждане города, за исключением небольшой части, причисленной к Успенской церкви; б) все живущие на Клинской станции; в) крестьяне Ямской подгородной Слободы; г) часть мещан (бывших прежде дворовыми и крестьянами господ Яковлевых), проживающих в подгородном сельце Талицах и д.) крестьяне деревни Лаврово (прежде бывшие ямщики), находящейся на расстоянии 3-х верст от города. «В настоящее время в приходе соборной церкви числится: в городе домов 155 (душ мужска пола 469, женска пола 504); на Клинской станции домов 25 (мужска 86, женска 89); в Ямской слободе домов 54(душ мужска пола 151, женска пола 184); в селе Талицах домов 6(душ мужска пола 16, женска 23); в деревне Лаврово домов 60(душ мужска пола 217, женска пола 205). Всего домов 300, душ мужска пола 939, женска 1005. Прихожане православного вероисповедания, раскольников не было и нет. Городские прихожане – мещане и купцы занимаются торговлею, а крестьяне ямской Слободы и деревни Лаврово занимаются земледелием и частью – извозом; до проведения Николаевской железной дороги все они числились ямщиками». Далее пишется о числе рождений, браков и смертей в приходе. О числе умерших автор пишет: «Самое большое было в 1825 году, когда умерло 118 человек, и большинство, именно 29 душ, от оспы и в 1848 году, когда свирепствовала холера, умерло 176 душ». Далее пишется об умерших долгожителях в возрасте 90-109 лет. — 1834г. – ямщик 109 лет, — 1835г. – клинский мещанин 108 лет, — 1845г. – клинская мещанка 95 лет, — 1852г. – клинской Ямской Слободы ямщик Дерюгин 96 лет, — 1885г. – клинский мещанин Скоков 94 года, — 1858г. – солдатка Кралина 97 лет. В числе погребенных «в 1851 г. сентября 5 дня значится 3 машиниста, убитых 4 сентября близ Клинской станции, при столкновении двух поездов, и ещё предан земле убитый мастер Томсон, лютеранского вероисповедания». Значительное число умерших было в 1871 г., когда свирепствовала холера в июле и августе, от неё умерло 61 возрастных и 60 младенцев. «Особых праздников в приходе нет: впрочем, многими из прихожан почитаются пятницы, начиная с 9-ой недели и оканчивая пятницею перед Ильиным днём. Почему этим пятницам дано преимущество неизвестно. Крестных ходов установлено четыре: -в преполовение(?) и в Ильин день кругом всего города. Первый неизвестно почему и с какого времени установлен; -второй с 1848 года в воспоминание избавления от холеры, -третий ход 11 июля в той части города, которая уцелела во время пожара в 1885 году, установлен в 1886 году в благодарение за помилование от огненной стихии, четвёртый ход бывает 28 июля по одной улице «Поповка» за избавление от холеры в 1872 году.

Различные события в приходе

В городе Клину нередко бывали пожары, от которых несли большой ущерб прихожане и притча соборной церкви. Особенно памятны 2 пожара: бывший в 1856г. авг. 14 дня, в приходе сгорели 39 домов и строений притча и опустошительный пожар, бывший в 1885г. июля 11 дня, когда сгорело более 150 домов, в числе их и дома притча, церковная сторожка и сарай. В 1872г. июня 18 дня, Божественную литургию служил Преосвященный Викарий Леонид, который после литургии освятил часовню, устроенную на Градской площади, в память избавления Государя Александра Николаевича от угрожавшей ему опасности в 1866г. ( На императора Александра II. Которого в народе называли « освободителем» было совершено 7 покушений, последнее оборвало его жизнь).

О земле

« Усадебной земли под строением притча отведено по городскому плану по 8 саж.(17 м) поперечнику и 30 саж.(64 м) длиннику на каждого члена. На сей земле притчом и построены собственные здания; кроме сей земли во владении притча находятся церковные земли, две пустоши: « Базьянова» и « Лапиха», первая пустошь заключила в себя (до 1844г. проведения Николаевской ж.д.) 87 десятин, частью пахотной, частью сенокосной; к возделыванию она была неудобна и вообще малоценна.
В 1844г. при проведении Николаевской ж.д. отчуждена была из сей церковной пустоши 36 д. 800 квадр. саж. и правительством выдано было 3142 руб. 94 коп., каковая сумма и внесена под 4 процентные непрерывно доходные билеты. « Вследствие открытия 1 ноября 1851 года, железной дороги церковную землю стали брать в аренду, частию под огороды, частию под склады строевого леса и дров, а частию для возделывания на ней построек, в которых проживали кочегары, сторожа и другие лица, служащие на станции железной дороги; затем впоследствии устроена на сей земле гостиница. Чрез это известность земли возросла более, нежели в десять раз и теперь составляет для притча главную статью дохода.
Друга пустошь « Ляпиха» находится в 3-х верстах от города и заключает в себя 19 десятин 398 кв. сажень, малоудобная и никакого дохода не доставляла притчу, в 1890г. сдана в аренду за 60 руб. из них 3142 руб. 94 коп. поступило от правительства за церковную землю, отошедшую под линию железной дороги, а остальные от разных лиц пожертвованы за вечное помилование родственников их». Далее приписка другим почерком: «Составлено 1893 года протоиреем Троицкого собора Львом Державиным»
Дополнение к стр. 42 « Летописи», записано после 1893 г., другим почерком: « 25 июня 1894 года с разрешения Преосвященнейшего Тихона Епископа Можайского была привезена в Клинский Троицкий собор досточтимая святыня Ильинского(?) скита, что на Св. Афонской горе, именно: чудотворная икона Божией Матери « Млекопитательницы»,- крестовидная часть древа животворящего креста Господня и левая стопа Св. апостола Андрея Первозванного, находившаяся с сентября месяца 1893 г. по июнь 1894 г. в Москве. В Клину святыня сия пребывала три недели: с нею монашествующая братия Ильинского скита ежедневно обходила дома жителей города и подгородной слободы, совершая молебные пения. Для означенной святыни на средства пожертвованные жителями города Клина (приблизительно 500 руб.) был установлен металлический ковчег весьма художественной работы, который и был освящен в Клинском Троицком соборе 17 декабря 1894 г. по вторичном прибытии святыни из Москвы в Клин, в котором святыня находилась 3 дня.
31 октября 1894 г., в 3-ем часу пополудни на Клинской станции Николаевской железной дороги останавливался поезд, на котором сопровождаемый Высочайшими особами, тело в бозе почившего в Ливадии 20 октября в 2ч. 15 мин. Пополудни Государя Императора Александра III. Лица, служащие на станции имели счастье поклониться гробу Царя Миротворца. Скорбная весть о кончине Его Императорского Величества достигла Клина утром 21 октября в 2 часа дня.
Троицкий соборный комплекс сформировался к середине XIX в. из Троицкого собора, Воскресенского храма, трехъярусной шатровой колокольни и здания церковноприходской школы, построенного в XVIII в., сооруженных усердием прихожан.
Троицкий собор возвели в 1836 г. по благословению митрополита Московского Платона (Левшина). Для него специально готовили особо крепкие кирпичи, а в скрепляющий раствор добавляли яйца, которые собирали по окрестным деревням. В этом же году храм освятил святитель Филарет, митрополит Московский.
В соборе было три престола: главный — во имя Святой Троицы, приделы — в честь Казанской иконы Богоматери и во имя святителя Николая. Здание построено в стиле классицизма, с треугольными фронтонами по сторонам, с белокаменными деталями.
Собор занимает главенствующее положение в комплексе. Между ним и Воскресенской церковью находится колокольня, построенная в 1769 г. также на пожертвования прихожан. Она выстроена в форме восьмигранного столба. Самый большой из 12 колоколов — весом в пять тонн с лишним — был отлит в 1786 г.
В мае 1924 г. Троицкий собор перешел в ведение обновленческой общины. В 1930-е гг. здания комплекса были отобраны государством и перестроены: Троицкий собор — под общественную столовую, колокольня — под водонапорную башню, здание церковноприходской школы — под общежитие ГПТУ.
23 сентября 1992 г. Русской Православной Церкви была передана колокольня. В ней община Троицкого собора устроила небольшую церковь во имя Святой Троицы. Для певчих построили хоры (балкон).

В 2008 году Троицкий собор вернули Русской Православной Церкви. К сожалению, верующие получили его в весьма обветшавшем состоянии: износ коммуникаций составляет 70%, замене подлежат все системы водоснабжения и канализации, а также электропроводка. Под тоннами мусора реставраторы обнаружили кафельный пол, сохранившийся с конца XIX века. Вначале полы были чугунными, позже, в 80-х гг. позапрошлого века, их заменили на плитку.

Золоченые купола, уникальная стенная роспись, чудотворные иконы… «Сердце Клина» — так окрестили пятиглавый собор местные жители. Он получился настолько величественным, что святитель Филарет сказал: «Этот храм — жемчужина России на века». Сегодня у собора — второе рождение. Его строительство продолжалось почти 35 лет, а реставрация может занять десятилетие.

Проектировал иконостас Троицкого собора знаменитый столичный архитектор Осип Бове — автор Манежа, комплекса Театральной площади, Триумфальных ворот у Тверской заставы в Москве. Ныне иконостас проектируется московской организацией «Мастерские Андрея Анисимова» по сохранившимся фотографиям.

Разработкой проекта реставрации собора занимается организация «Тверь-групп», имеющая большой опыт восстановления храмов и памятников исторического значения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *