Пасха в нашей жизни

Православные христиане в течение более чем двух месяцев готовятся к встрече Праздника праздников — Светлому Христову Воскресению. Эта подготовка очень разносторонняя. Она заключается и в чтении специально подобранных Евангельских отрывков — зачал — в воскресные дни. Осмысливая их, христианин проходит большой духовный путь обновления и очищения своей души.

Празднику Святой Пасхи предшествуют два поста: Великий сорокадневный и пост Страстной Недели.

Пост для верующего человека не есть только время определенного вида диеты. Это особый, духовно напряженный образ жизни: усиленной молитвы, усердного изучения Священного Писания, время примирения с близкими, исправления собственных ошибок и несправедливостей по отношению к другим, удаления от развлечений, это более частое посещение богослужений, более частые исповедь и Причащение.

Ради чего все это? Зачем это нужно? Ведь и не постившийся идет в пасхальную ночь в храм и также радуется Христову Воскресению вместе с теми, которые сорок восемь дней говели. И те, и другие слышат одни и те же прекрасные пасхальные песнопения. И те, и другие после пасхальной ночи разговляются крашеными яичками и куличом с пасхой. Ведь эта радость для всех: и постившихся, и не постившихся!

Да, конечно, это величайшая радость Христовой победы для всех! Так и солнце: оно светит для всех — больных и здоровых, слепых, слабовидящих и людей с хорошим зрением. Солнечный свет для всех одинаков, но люди, в зависимости от состояния своего зрения, видят его по-разному: кто ярче, а кто и более тускло.

Священное Писание называет человеческое тело храмом Духа Святого. Храм — это здание. В здании есть окна. Миновали осень и зима. Весной ярче и жарче светит солнце. Дни становятся длинней. И когда начинает приближаться лето, в домах и церквях люди начинают тщательно мыть окна. Разными средствами стараются удалить со стекол годовую грязь. Наконец, помыли. Что же изменилось? Рамы — те же, окна — те же, полы и стены — те же. Однако стало значительно светлее, радостнее и красивее: ведь больше солнечного света проходит к нам в дом через те же самые окна по сравнению с тем, когда они были грязными.

То же самое и с душой. Душа или, выражаясь образно словами Библии, сердце, как центральный орган души, является органом духовного зрения.Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят (Мф. 5, 8), — говорит Господь Иисус Христос.

Чем больше мы потрудились для очищения своей души от духовного мусора, чем больше отмыли «окна» своего сердца, тем больше света войдет в «дом» нашей души, когда кончится ночь и взойдет яркое утреннее солнце. Сейчас мы имеем в виду Солнце Правды — Воскресшего Христа Жизнодавца.

Когда христианин ждет Пасхи, готовится к ней, то в какой-то момент он замечает, что как будто сильное течение могучей реки его несет уже не только в земном времени и пространстве, но и во времени священном, соприкасающемся с вечностью. В начале Великого поста Светлое Христово Воскресение кажется таким далеким. Но по мере приближения к нему что-то меняется в нас и вокруг нас. Пасха притягивает нас к себе, как магнит — железо. Мы чуть ли не физически ощущаем это притяжение.

Вербное воскресение, Страстная Неделя… Притягательной грустью и тихой светлой радостью наполняется сердце.

Великий Четверг, Тайная Вечеря… Перед Святым Престолом, как гром, звучат слова молитвы перед Причащением: «Вечери Твоея Тайныя днесь, Сыне Божий, причастника мя приими…» Сейчас, здесь, через две тысячи лет, сделай меня участником той чудной Твоей Тайной Вечери… Господи, войди в меня, в мою душу, в мою жизнь через мое приобщение к Твоей Крови и к Твоему Телу! Как в тяжелобольного вливают кровь здорового человека, и вместе с ней в его тело вливаются жизненные силы, так и в меня, слабого, немощного духовно, грешного человека вливается Божественная жизнь. Мы это ощущаем иногда не только духовно, но даже физически.

После ужаса Великой Пятницы — страданий и распятия Христа — покой Великой субботы. Белые ризы, какое-то особое духовно сдержанное и напряженное время молитвы.

В Великую Субботу душа Спасителя сошла во ад и принесла туда Евангельскую Весть и свет Божества. Тьма ада исчезает. Так и в нашей жизни на земле. В душе — ад, пустота, темнота. И если слова Христовы входят в душу и там начинают прорастать, то тьма в душе рассеивается. Становится тепло и светло от благодати Божией и от любви Христовой.

В Великую Субботу мы освящаем пасхальных «вестников» — крашеные яички. Яйцо — это символ содержащейся в нем силы и жизни, которая раскроется в новом виде.

И только пройдя путь духовной подготовки, человек становится способным так крепко и глубоко принять в себя светлую, могучую радость победы Христовой, что пасхальными песнями запоет душа. И как при восходе солнца пробуждается весь мир, так и со звуком пасхального звона начинают в унисон звучать какие-то глубокие струны в наших душах.

Христос Воскрес! И мир теперь уже другой, хоть и очень много в нем горя, зла и греха. В нем есть уже победа! Через прикосновение к Воскресшему Спасителю и в молитве, и в чтении Евангельского Слова, и, конечно же, в Причащении, жизнь Вечная входит в нас, сообщает живительные силы бессмертия и телу, и душе. Душа воскресает и обновляется.

Одну верующую женщину спросили: «Ну, вот, Вы теперь стали верующей. Вы теперь счастливы?» — «Нет, — отвечала она, — не то, чтобы счастлива. Но раньше я существовала, а теперь живу«. У нее остались, наверное, трудности в жизни, но коренным образом изменилась сама жизнь!

И эту радость подлинной жизни мы обретаем с Пасхой! И чем глубже и серьезней мы к ней подготовились, тем полнее и ярче она победно ворвется в наш внутренний мир и во всю нашу жизнь!

Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние