• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

Мужество — что это?

Моисей перед вхождением Израильского общества в Землю обетованную заповедует своему преемнику — военному вождю Иисусу Навину: Будьте тверды и мужественны, не бойтесь, [не ужасайтесь] и не страшитесь их, ибо Господь Бог твой Сам пойдет с тобою [и] не отступит от тебя и не оставит тебя (Втор. 31, 6).

Войти в Землю обетованную и наследовать ее — это повеление Бога и призвание народа, который Господь поставил на служение Себе. Все победы, какие в этой войне будут одерживать израильтяне, совершатся с помощью Всемогущего Бога. Поэтому мысль пророка Моисея о мужественности израильских воинов означает не столько боевые доблести воинов, сколько их твердую веру в помощь Божию, а также укрепленные ей подвиги постоянной храбрости, смелости и бесстрашия в борьбе с врагами народа Божиего. Хотя, конечно, на поле битвы их подстерегают смертельные опасности.

Подобные мысли о мужестве многократно встречаются в Библии. Так, святой пророк Исаия возвещал скорую гибель народу Самарии — великолепной столицы северного Израильского царства. Южное Иудейское царство хранило верность Истинному Богу. Поэтому Бог устами Исаии обещает действовать через судей и начальников: В тот день Господь Саваоф будет великолепным венцом и славною диадемою для остатка народа Своего, и духом правосудия для сидящего в судилище и мужеством для отражающих неприятеля до ворот (Ис. 28, 5-6).

Иудейским военачальникам и воинам Господь обещает Своей помощью дать мужество прогонять врагов до самых ворот городов, куда враги в страхе убегут и спрячутся от них.

Священное Писание, таким образом, оценивает воинское мужество людей, живущих верою своему Богу, как добродетель. О таком понимании этой добродетели — свойства или качества человеческой души — говорит великий святитель Православной Церкви Григорий Богослов: «Мужество есть твердость в опасностях». Вера же укрепляла такие качества в человеческих сердцах.

Однако не только в воинском служении требуется мужество, многократно укрепленное верою: бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды (1 Кор. 16, 13). Фактически повторяя слова ветхозаветных пророков, святой апостол Павел говорит о мужестве в сфере духовной жизни христианина, об его служении Богу в своей жизни. Мужество в стойкой вере Спасителю требуется христианину в верности Иисусу Христу, служении своим близким, исполнении своего служебного долга и в войне со своими собственными грехами и страстями.

Преподобный Антоний Великий говорил так: «Мужество есть ничто иное как твердость в истине и сопротивлением врагам». Конечно, один из основателей православного монашества под врагами имел в виду, в первую очередь, греховные проявления и действия в душе и жизни верующего. Почему мы говорим верующего, а не человека, находящегося вне христианства?

Постараемся объяснить. Когда человек серьезно болен, то у него есть два возможных варианта поведения: лечиться от болезни и выздороветь или не лечиться (и соответственно не выздороветь). Аналогичное происходит и в сфере духовной жизни. Церковь — это больница, лечебница от грехов как от страшной и заразной болезни. Мы же, люди, все являемся больными страшной смертельной болезнью — грехом. Следовательно, возможны разные образы жизни больного человека.

Первый — это просто не обращать внимания на болезнь и категорически отказаться от лечения, то есть вхождения в жизнь Христианской Церкви — духовной лечебницы. От этого болезнь не пройдет, а только усилится.

Второй — войти в Церковь через Крещение и Причащение, но относиться к духовной жизни как к соблюдению определенного ритуала. Такой образ жизни человека подобен тому, как если бы больной, придя лечиться в больницу, не захотел бы исполнять предписания врача, а все лекарства выбрасывал в урну. В этом случае лечения души реально не происходит.

Третий вариант поведения человека — войдя в Церковь, начать в ней жить церковной благодатной жизнью: участвовать в богослужебной жизни своего прихода, вникать в Христово учение, налаживать личные отношения с Богом через молитву, чтение Евангелия и исполнение Христовых заповедей.

Когда в больнице человек доверяет врачу, исполняет его предписания и принимает назначенные лекарства, происходит лечение от болезни. Подобно и в духовной жизни: когда христианин становится таковым не по названию только, а по сути, то идет лечение всей духовной и даже душевной жизни человека. Но… При чем тут мужество?

А вот тут-то без него и не обойтись. Про мужество еще говорят, что это храбрость, присутствие духа в опасности, рискованных ситуациях, преодоление страха и борьбы мотивов. Без мужества невозможно обойтись в налаживании отношений с Богом и людьми.

Первое, что требует огромного мужества, — захотеть увидеть и понять собственные грехи и недостатки. Второе — найти силы открыто признать свои грехи перед Богом, а если нужно, то и перед людьми, то есть совершать личное покаяние. Далеко не у всех на это хватает внутренних сил, то есть мужества. Есть, правда, вариант просить у Бога сил, чтобы совершить свое покаяние, но на это тоже нужно мужество, так как тогда уже нельзя отступить, не испортив отношения со своим Создателем.

Можно сказать, что потому мало последовательных христиан, что люди боятся быть мужественными в своей жизни, чтобы суметь совершать свое покаяние и перемену в жизни.

Так же происходит и во взаимоотношениях семейных и служебных. Легко взваливать вину на других во всех неудачах и недоразумениях, но нужно иметь мужество, чтобы понять: в каждой ссоре есть моя вина. Поэтому нужно суметь находить в себе мужество, чтобы признать свою вину, попросить прощения и начать выстраивать и лечить наши человеческие отношения.

Чтобы надлежащим образом созидать человеческую любовь и семью, необходимо мужество, дабы не разменять себя на мелочевку и любовную игру, а последовательно преодолевать искушения в поисках своего семейного призвания.

Не меньше мужества нужно в учении и труде, так как хорошие результаты и серьезные успехи в жизни достигаются постоянным последовательным трудом в учении и работе.

Поэтому мужество как личное качество человека является важной добродетелью, которую нужно в себе воспитывать и укреплять Божией благодатью в молитве и Таинствах Церкви.

Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *