О дарованиях

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 6-ю по Пятидесятнице.
Рим. 12:6–14

Дорогие братья и сестры, мы сегодня поговорим о том, о чём мы все любим говорить, особенно, если это касается наших детей – о талантах и дарованиях. Отрывок из Послания к Римлянам святого апостола Павла, прозвучавший за богослужением, начинается словами: по данной нам благодати, имеем различные дарования (Рим.12:6). Конечно, речь пойдёт не о «комнате кривых зеркал» (я имею ввиду наше человеческое мнение о той или иной человеческой способности). Мы поговорим о самом слове «дарование». Дарование – это то, что подарено – то есть дано бесплатно и навсегда, и этот подарок мы принимаем как данность.

Так, появившись когда-то на свет, мы с некоторого возраста начинаем ощущать себя осмысленно и понимаем: «Ого! Вот это подарок. Я оказывается, не просто могу «в голову кушать», а читать и развиваться благодаря ей». Так что, различные дарования – это явный подарок явно от Кого – от Бога, но это отнюдь не вшитая в матрицу человека программа.

Если бы это было так, то и любовь родителей к ребёнку могла бы быть таким образом запрограммирована. И раз это встроенная по умолчанию функция, то все дети на земле были бы счастливы. Не было бы ни печали, ни горести – это же дар, талант, дарить любовь ребёнку. Но реальная картина ужасает: талант этот человеку вроде бы дан, но отнюдь не у всех он развит. А кроме того, этот дар можно уничтожить полностью, отключить эту функцию в себе.

Вопрос: «Для чего эти дары нам даны?», ведь можно от этого дара мучиться. Например, если неправильно используешь дар любви, тебя «разносит» во все стороны, ведь её так много… А художник, музыкант, поэт? С одной стороны, талант – нечто сокровенное, твоё. А с другой стороны, для чего все эти картины, музыка, слова в книгах звучащие? Ну явно не для тебя, не для того, чтобы ублажать твоё эго. Помните, как во «Властелине колец»: «Моя прелесть…»?

Это всё необходимо, потому что есть нуждающийся человек. Для того, чтобы развивался внутренний мир, один человек нуждается во внутреннем мире другого. И он подходит к картине, слушает музыку, воспринимает написанное и сказанное слово и понимает, как этот мир прекрасен и начинает расти вместе с этой картиной, вместе с этой музыкой. То есть, оказывается, даже такой видимый талант служит другим людям. Понятно, что есть более насущные дары. Та же супружеская любовь служит не для того, чтобы замыкаться друг на друге за чашкой чая, а нужна, чтобы дарить её другому. Иногда очень жалко дарить, иногда дарить не хочется. А чаще всего ты понимаешь, что все те дары, которые тебе даны, дарить сложно, и мы видим не поле побед, а поле постоянных поражений.

И вот тут – главная хитрость, главная подсказка от Бога. Он это знает прекрасно, и поэтому говорит: «Ты знаешь, а ведь победа тебя ничему не научит. Чему может научить дар, который ослепил человека? Только эгоцентризму. Если дар потрачен не на то, если цель поставлена другая, если человек замкнулся на себе. И вот только тогда, когда путём постоянного принуждения себя, методом проб и ошибок человек начинает подаренный ему талант дарить другому, он узнаёт себе цену. Не цену надуманную (от рукоплесканий в «комнате кривых зеркал» чужих мнений), а суть себя познаёт тогда, когда проигрывает, встаёт и снова движется к заданной цели.

Вот апостол Павел и увещевает нас: Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте (Рим.12:9). Оказывается, мой дар может сильно задеть другого человека. Например, если любовь меня переполняет, я могу натворить множество добрых дел вопреки желанию моего ближнего, хочет он того или нет. И апостол Павел понимает, что это очень «скользкая дорожка».

В почтительности друг друга предупреждайте, – говорит он. Хочешь сделать добро, хочешь воспользоваться своим даром – узнай сначала, нужно ли твоё добро другому человеку.

Но этот путь поражений истинно учит человека больше, чем путь каких-то побед. Победа нам важна только одна – победа Христова, и приобщение к ней даёт трезвый взгляд на наши дарования и правильную оценку наших мотивов и поступков. Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние