«Какая наибольшая заповедь в законе?»

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 15-ю по Пятидесятнице, по Воздвижении.

Дорогие братья и сестры, мы сегодня слышали ответ Христа на вопрос, который нас тоже волнует, и присоединяемся к вопрошающему, но с другим акцентом и иной мотивацией.

Иисус Христос ходит и проповедует Евангелие Царствия Божия. Люди воспринимают Его как Пророка, Который объясняет то, что открыто Богом человеку, и некий законник спрашивает Христа: Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? (Мф. 22:36).

Славянский текст доносит до нас, что этот человек не просто вопрошал, а искушал Иисуса, это была проверка. Ведь, в отличие от простых рыбаков, законник знает Священное Писание вдоль и поперек.

Но в чём горечь этого вопроса? Не в том даже, что он провоцировал мудреца, Учителя, Равви, а в том, что в нём отражены искания человека древнего мира. Христос говорит о спасении людей: невозможное человекам возможно Богу (Лк. 18:27). И в этом суть, кричащая боль вопрошающего законника, выразившая стенание всех людей ветхозаветного времени: «Ну что мне сделать, чтобы избежать смерти, спастись?»

Спасать нужно того, кто реально погибает – не пластырь накладывать, а выполнять сложнейшую операцию над смертельно больным – тем, кто «увяз в болоте» и кого реально нужно оттуда вытягивать.

Боль человека древнего мира и заключается в том, что нет способа спасения от смерти, она неминуемо приближается. А небольшой кучке еврейского народа открыто, что через связь с Богом и исполнение Его заповедей возможно это спасение – полноценная, бесконечная и счастливая жизнь. «Исполняй заповеди!» –  повторяет Сам Христос. Но возможно ли это? Способен ли человек исполнить их хотя бы наполовину? Нет, и законник прекрасно это понимает. Он пользуется детским приемом: есть общий перечень правил, но вдруг можно выделить одно, исполнив которое ты, сделаешься лучше. Однако и остальные правила никто не отменял.

На человеческом опыте было ясно, что все данные Богом заповеди человеку самому исполнить невозможно, и единственный способ достичь совершенства – обрести полную связь с Богом. Стремиться жить так, чтобы твоя воля сочеталась с Его Промыслом.

Законник это прекрасно знает, но видя Мудреца, Который проповедует, исцеляет и воскрешает, хочет, как ребенок, получить ответ: а может, есть что-то самое главное, что позволит остальные заповеди как бы отодвинуть в сторону, но в то же время, получить желанный приз.

Иисус Христос отвечает ему очень серьезно: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя (Мф. 22:37-39). Сердце – не просто мышца, которая перекачивает кровь. Это и разум, и наша способность мыслить и действовать. То есть возлюбить Бога и сердцем, и душой, и разумением – значит, воспринять Его всем своим существом. Все богатство своего внутреннего мира, принадлежащее нам и только нам, отдать Богу (к Которому по факту, мы обращаемся, когда есть желание и полчаса).

То есть человек во всем своем составе должен служить делу своего спасения, прислушиваясь к тому, чего хочет от нас Бог. И дело тут не в количестве заповедей: ты или строишь с Ним отношения и доверяешь Ему полностью, или твоя вера – это игра.

Возлюби ближнего твоего, как самого себя. В славянском переводе используется слово не «ближнего», а «искреннего». Мы редко используем это драгоценное слово «искренность», потому что проще оказывается сказать «честность». Искренность подразумевает самую тесную связь с кем-либо – женой, другом, ребёнком, кем-то иным. Поэтому мы можем научиться подражать Богу, только тогда, когда пребываем в этой связи, когда мы учимся любить, ведь Имя Бога – Любовь.

А как мы научимся любить Бога, если не пытаемся учиться любить своих ближних? Поэтому доверительные отношения с Богом рождаются тогда, когда я пытаюсь не просто Ему доверять, а следовать Ему, расти в меру Его роста, а значит, учиться любить.

Даже после этих ответов нам кажется, что заповедь о любви неисполнима. Но как в древнем мире, так и во время земной жизни Христа, и сейчас, заповедь о любви звучит одинаково, свежо и актуально. Хочешь обрести жизнь вечную – живи с Богом, доверяй Ему и строй вместе с Ним путь своего спасения! Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние