Проповедь настоятеля Скорбященского храма протоиерея Бориса Балашова в Неделю 18-ю по Пятидесятнице

«Отныне будешь ловить человеков!»

Сегодня за богослужением мы читали отрывок из Евангелия от Луки. Иисус Христос прибыл в Галилею, где на берегу Галилейского озера, называемого морем, собрался народ, чтобы слушать Его проповедь, в которой Он объяснял суть истинной веры. Но то, что говорил Христос, не походило на проповедь традиционных еврейских учителей, это было что-то совершенно иное: слова Господа проникали до самой глубины человеческого сердца.

Людей было настолько много, что они теснили друг друга, и Христу негде было встать. Поблизости находились рыбаки, приводившие в порядок сети после ночной работы, которая, правда, была тщетной – они ничего не поймали. Среди них был Петр (тогда еще Симон), который уже встречался ранее со Христом, беседовал с Ним, имел доверие к Нему, как к проповеднику от Бога, хотя, конечно, глубоко Христа еще не понимал.

Увидев Петра, Иисус Христос вошел к нему в лодку и попросил отплыть от берега (по сути, попросил одолжить лодку на время проповеди), и мы видим, что Петр сразу соглашается, ему и в голову не приходит торговаться о цене вопроса. Возможность помочь Христу для него – самая большая награда.

Сидя в лодке, Господь начинает учить народ, и по окончании беседы обращается к Симону со странным предложением – отплыть на глубину и вновь закинуть сети.

Петр – потомственный рыбак, знаток своего дела, он уже не молод, а поэтому прекрасно знает, где и как нужно ловить. Ночная смена закончилась неудачей, но кроме того, их сети приспособлены для ловли на мелководье. Ловить на глубине, в это время суток бессмысленно. Но несмотря на усталость, из уважения и доброго отношения ко Христу, Петр соглашается закинуть сети. И самое интересное, что дальше происходит, как в сказке: «Тянут, а вытянуть не могут» – сети битком набиты рыбой!

Но ведь так не бывает! Он рыбачит всю жизнь, как и его отец. А рыбу все вынимают, и она не кончается, и других рыбаков уже зовут на помощь.

Все они ловили на продажу: с одной стороны – обеспечивали людей необходимой пищей, что само по себе занятие достойное, с другой – сами этим жили и содержали свои семьи. Казалось бы, неслыханное везение: такой улов сулит немалые деньги, которых хватит надолго. Это ли не счастье?

Но, несмотря на очевидность происходящего, Симон понимает, что это невозможно и приходит к осознанию того, что это не просто удача в работе, а то благословение, которое он получил, исполнив слова Христа, обращенные к нему. Тогда он начинает понимать, что перед ним – не Учитель или Пророк – это мог сделать только Бог.

Осознавая святость Того, Кто находится в его лодке, Петр, как глубоко верующий и умный человек, рядом с этим Источником благодати и света, ощущает всю свою духовную немощь и греховность. Он припадает к коленям Иисуса, говоря: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных (Лк.5, 8-9).

Пример Петра очень показателен: он дал свое имущество в пользование Христу и, вопреки всем законам здравого смысла, закинув сети по слову Господа, вдруг увидел, что там, где исполняются Его слова, есть такие плоды, которые удивляют, и каких невозможно добиться человеческими усилиями.

Но дело не в богатом улове. После того ужаса, который объял Петра и всех свидетелей чуда (в т.ч. братьев Иакова и Иоанна – будущих апостолов), Христос говорит поразительные слова: не бойся; отныне будешь ловить человеков (Лк.5, 10). Иными словами: «Ты соприкоснулся с Божией волей, ее исполнил, всю жизнь ты делал нужное хорошее дело, но ты способен на большее – спасать людей из пучины греха и смерти!»

Спасатели оказывают помощь утопающим, работники МЧС помогают попавшим в беду, а Господь призывает Петра спасать человеческие души. Ведь человек должен не просто прожить на земле несколько десятков лет, он призван к бессмертию, вечной жизни. Человеческая личность не перестает существовать даже после того, как душа разлучается с телом.

Да и здесь, в этом мире, насколько сильно многие из нас страдают не от телесных болезней, а от ненормальной жизни – своей, своих близких, своих семей и того общества, в котором мы живем. Как хочется спастись от этого кошмара и бессмыслицы самим и других спасти.

Даже многие неверующие люди понимают, что если жизнь кончается смертью, в ней смысла нет! Примером этому являются слова одного современного композитора, сказанные в интервью в ответ на вопрос журналиста: «Какое значение вы придаете музыке, которую сочиняете?» «Музыка как-то скрашивает бессмысленность нашей жизни», – ответил он.

Вот ответ неверующего человека! Без Бога, без вечности, без победы Воскресения, жизнь, действительно, теряет смысл. Так было и двести, и две тысячи лет назад, и для язычников жизнь тоже была бессмыслицей, потому что ни о какой победе Света, Добра, Любви они не помышляли.

Петр не умеет говорить речей, имеет образование, обычное для рабочего человека (умеет читать и писать), но Христос его призывает, так как видит в нем и умственные способности, и способности сердца – отдать все силы на спасение людей. Конечно, они еще не раскрыты, но Господь знает потенциал каждого человека и то дело, которое ему можно доверить.

Учиться? Симон Петр пройдет прекрасный университет: он три года будет каждый день со Христом, будет слышать Его слова и видеть Его жизнь. Что может сравниться с этим?

У Симона была налаженная жизнь, имущество, получив деньги за богатый улов, он мог со своей семьей долгое время жить безбедно, а Господь говорит ему: «Оставь все! Иди за мной!» Как, оставить отца, которого любишь? Но Симон видит Христа, Его глаза, и понимает, что Он несравнимо выше, чем его отец, и даже в большей степени Отец, как и каждому из нас.

И оставляя все, Петр следует за Христом, терпит лишения, живет зачастую впроголодь. Помните, как ученики растирали колосья пшеницы, чтобы утолить голод? (см. Мф. 12, 1; Лк. 6, 1) Это не значит, что он забыл о семье, просто он выбрал главное. История не сохранила в подробностях, как строились отношения Петра с семьей, но известно, что его дочь стала святой мученицей, а жена, как пишет апостол Павел в своем Послании, тоже оставила дом и разделила с мужем все тяготы апостольской жизни, помогая ему в деле проповеди. Следование за Христом не разрушило семейные отношения, а перевело их в новую плоскость – заботы не о быте, а о деле Христовом, о спасении людей.

Когда человек отдает что-то свое по воле Божией, его награда, в первую очередь в том, что сделано это «ради Бога». Но и Христос не оставляет его, если дело сделано искренне, не ради награды. Уже здесь, в этой жизни, Господь воздает сторицей, а уж там, за пределами земной жизни, каков будет Его ответ – можно представить!  Не случайно апостолов Петра и Павла называют первоверховными. В какой они сейчас радости пребывают, как сейчас могут помогать людям!

Мы часто планируем, пытаемся просчитать наперед свои дела и поступки, а Христос нам говорит поступать иначе. Что же вернее? Вернее – слова Христа, даже, если они кажутся безумием.

Рыба не должна была ловиться, но улов был огромным, и простой рыбак Симон тоже, казалось бы, в апостолы не годился, но стал им и привел сотни тысяч людей ко Христу. Потому что для Бога возможно то, что невозможно для нас. Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние