• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

О богаче и Лазаре

В Неделю 20-ю по Пятидесятнице.
Лк. 16:19-31

Притча «О богаче и Лазаре», которую мы слышали за богослужением, применима к разным жизненным ситуациям. И в большей степени Иисус Христос обращается даже не к своим современникам, а к верующим людям последующих поколений.

Пример достаточно понятный. Жил человек по имени Лазарь, о прошлом которого ничего в Евангелии не говорится. Мы видим, что он дошёл до состояния, когда ему негде жить и нечего есть. Вполне может быть, что причиной этому послужили его грехи. Вероятно, он что-то в своей жизни сделал не так, мы часто видим подобные примеры и в нашей повседневности. Но сейчас ему плохо: он болен и оплатить лечение не может, поскольку работать уже не в состоянии. Как ему прожить – ведь тогда никакого пенсионного обеспечения не существовало? Только просить милостыню, вымаливать крохи у более обеспеченных людей.

Вроде бы, он нашел такое место: лежит у дома богача. Но из дальнейшего текста мы можем догадаться, что не только хозяин, но даже слуги из этого дома не часто обращают на него внимание. Однако этот несчастный человек без ропота принимает такую ситуацию и не держит зла на людей, которые не хотят его замечать.

Иногда легче переносить скорби и болезни, вспоминая о своих прошлых грехах, а бывает, люди трезво понимают, что им нужно терпеливо, со смирением пройти все те трудности, которые попускает Господь: случайностей в жизни нет, а значит, всё это для чего-то нужно. Видимо, так и было у Лазаря: очень больно, трудно, раны гноятся, помощи ни от кого нет, ещё и собаки рядом крутятся, лижут эти раны, от чего делается ещё больнее, – такой тяжкий крест… Но он почему-то не роптал на свою судьбу. Наверное, потому, что этот человек доверял Богу и понимал, что тот путь, который ему даёт Господь, – оптимальный для него вариант.

Для чего? Для достижения конечной цели – вхождения в жизнь вечную, когда каждому из нас придётся заглянуть в глаза Богу. Тогда придётся ответить на вопросы: «Как я жил? Господь за меня на Крест пошёл, Он умер, чтобы я ожил, имел вечную жизнь и жил вместе с Богом там и здесь. Сумел ли я ответить на Его любовь своей любовью и благодарностью?» И это, наверное, самые важные вопросы для нас.

Рядом – пример прямо противоположный, тот образ, к которому сейчас стремится абсолютное большинство людей. У этого богатого человека жизнь была радостью во всех отношениях: прекрасное жильё, роскошная одежда, еда – любая, какую только можешь пожелать, и её готовят искусные повара. Естественно, при таком уровне жизни у человека множество друзей. Сразу вспоминается образ блудного сына: пока в кармане деньги – друзей предостаточно. Царство изобилия – мечта современного человека! Каждый день – праздник, и ты не один: приходят музыканты, звучат песни и музыка, льётся вино, друзья всегда рады разделить обильную трапезу. «К чему ещё стремиться?» – кажется большинству из нас.

Никаких мук совести, только небольшие неудобства: не имея возможности съесть и сохранить всё то, что приготовлено (холодильников тогда не было, погреба со льдом на юге тоже представить сложно), богач вынужден был отдавать это слугам. А если и они не справлялись – кормили собак, которые, зная, что здесь есть еда, постоянно собирались у черного входа. Их приятно кормить – радостно встречают, «служат», хвостиком виляют. Портит настроение только убогий нищий, который лежит неподалёку: вот уж воистину неприглядное зрелище – грязный, оборванный, раны гноятся…
У собак нет нравственного чувства, они куском мяса ни с кем поделиться не могут, но иногда и людям это бывает чуждо. Поэтому, не желая утруждаться, Лазаря обычно обходили стороной – ему перепадали лишь малые крохи.

Мы как-то в одной сельской церкви проводили эксперимент. Неподалёку жили две собаки – темная и белая, только белая была старой, а тёмная – молодой, крепкой. Они вместе жили, играли. Мы кидали им два кусочка колбасы, и старая уже не успевала, а молодая съедала оба куска. Пробовали кормить старую псину, когда молодая находилась поодаль, но тоже редко что-то получалось: уж очень резвой была соперница. Но это же собаки! Они живут инстинктами, а когда люди ведут себя подобным образом – это совсем худо.

Но – «цыплят по осени считают…» Финишная ленточка будет у каждого из нас, и когда – никто не знает. Закончился земной путь Лазаря, и мы видим, что в тексте не сказано ни о каких похоронах, – но покойника ведь на улице не оставят: как-то убрали, видимо, зарыли. Но одна интересная деталь сказана о его смерти в Евангелии: Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. То есть ангелы приняли его душу и отнесли в райское место.
А уж когда богач помер, вероятно, всё обстояло иначе: и похороны, и поминки были на высшем уровне. И собаки, наверное, «поминали», ведь людям столько не съесть! И гроб был роскошный, хотя и не в нашем понимании – гробом у иудеев служила пещера. Но в Евангелии сказано об этом очень скупо: Умер и богач, и похоронили его (Лк. 16:22).

Правда, потом он почему-то оказался в аду. Так хорошо всё в жизни было, а так плохо всё закончилось! И воды-то в жизни не пил почти, всё больше изысканные напитки, а тут – адское пламя! Хоть бы каплю воды… Страшное состояние, но ему Бог ещё и дал узнать то, что творится в райском месте. И там он увидел этого некогда грязного нищего, который раньше лежал у его дверей! Где же справедливость?! И тогда богач, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем. Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь – злое (Лк. 16:24-25). Даже имя этого убогого вспомнил, а когда-то и в сторону его смотреть не хотел.

Интересен ответ Авраама: доброе твое – то есть то, что ты сам считал важным для себя иметь, ты уже получил сполна: всё, что считал ценным, к чему стремился. Очевидно, что про вечную жизнь, про смерть богач никогда не вспоминал. А теперь даже при всём желании Лазарь не сможет преодолеть пропасть между ними, ведь он теперь там, с праведниками.

Тогда сказал богач: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения (Лк. 16:27-28). Авраам отвечает ему: у них есть Священное Писание, и если уж они Богу не верят – кому поверят? Но допустим, пошлёт он к ним Лазаря, тот придёт. Представим, что кому-то является воскресший покойник, который начинает говорить про вечную жизнь и возмездие – что человек сделает? Доктора позовёт! А если он серьёзно к этому отнесётся – ему самому доктора приведут. А если к каждому в отдельности приходить будет – значит, это заразная психическая болезнь (хотя и не бывает таких), галлюцинации, малоизученное явление – всегда можно найти нужное объяснение.

Даже если увидят воскресшего мертвеца, не поверят! Возможно ли такое? Да! Во-первых, когда Христос Воскрес, воины, бежавшие от гроба Господня, рассказали еврейским начальникам об этом, и им просто дали взятки, чтобы молчали, замяв дело.

Давно это было, но сейчас то же самое. Медики, работающие в реанимации, тоже многое могли бы рассказать про то, как больные, впадая в состояние клинической смерти, попадают в иной мир, возвращаясь из которого, рассказывают одно и то же. И разве что-то изменилось? Если человек не хочет видеть, он не увидит! Когда-то придётся увидеть, но главное, не сейчас. Как бывает – ребенок малый спрятал голову под одеяло: «Всё! Опасность миновала!» Такова жизненная позиция и взгляд на смерть современного человека.

Мы не говорим, что плохо быть обеспеченным, вопрос в отношении человека к богатству. То, что даёт мне Господь, – это только мне, любимому? Или  я должен всё-таки думать и о других? Это относится ко всему, что мы имеем, не только к деньгам.  Для себя я живу или помню, что любовь к людям нужно проявлять, если я хочу быть Божьим сыном или дочерью?

Дело не в размере состояния: можно иметь лишь шесть соток, но над ними дрожать и никого в упор вокруг не замечать! Дело не в количестве, а в том, какие ценности мы считаем главными в жизни. Этот богач, которого все считали счастливчиком, а мы называем несчастным, видел главную ценность жизни в достатке, хорошей еде, развлечениях. Его право, но к чему это привело – нам Господь показывает.

Бывают в жизни большие трудности, но когда они человека не страшат, когда  он проходит через все испытания и скорби с надеждой на Бога, то душа его очищается! Господь не даёт нам испытаний свыше нашей меры, и не справляемся мы порой с ними только потому, что не просим Его о помощи. Победа над трудностями, грехами, страстями достигается тогда, когда мы и свои усилия прикладываем, и Бога просим помочь. Господь ведёт каждого своим путём, но если мы Ему доверяем, то понимаем, что Он ведёт нас туда, куда нужно.

Спрашиваю прихожанина: «Почему ты так редко причащаешься?» – а он: «Как причастишься, так какие-то искушения в жизни сразу начинаются, поэтому причащаюсь как можно реже». То же самое, что у школьника поинтересоваться, почему он в школу не пошёл, и услышать в ответ: дома хорошо, задачек никаких не задают, можно в телефоне поиграть, не напрягаясь… А то, что неучем вырастет, – всё равно?

Если Господь ставит нам более сложные задачи в жизни, планку немного повышает, то только для того, чтобы мы были годны к жизни – здесь и там, в вечности. А если не будешь ничего делать – ни к чему годен не будешь! Как будущим спортсменам ставят планку – одному чуть ниже, другому повыше, разве это плохо?  Спортсмен будет больше напрягаться и получит лучшие результаты. Так и в нашей жизни: Господь ждёт от нас результатов, потому что они нужны нам самим. От них зависит, как мы здесь идём по жизни и какими придём туда. А мы говорим: «Нет, мы не хотим напрягаться!» – «Ну, не хочешь, не напрягайся. Живи, как богач!..» Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация православный приход Троицкого собора Русской Православной Церкви Московской Митрополии Сергиево-Посадской и Дмитровской епархии Клинского благочиния.Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние