Клинская Русь. Тархово

Валентин Стариков

(Из истории села)

Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог…
(Первое послание коринфянам святого апостола Павла).
1.

У этой живописной местности, расположенной почти на краю  Клинско-Дмитровской гряды, есть своё очарование древности и старины.
Ни асфальт, ни телевизионные антенны – непременные признаки современности, не освобождают здесь разум  от сознания уверенности  и силы, постоянности и неизменности России.

Гордиться Россией – это значит и гордиться своей малой родиной, каждым селом, деревней и местечком.
Это означает – по мере сил и возможностей украшать свою местность.
Не жалеть для этого сил и энергии, да и словом добрым приласкать свою местность никогда не помешает.
Это – родина, – а другой у нас нет…
Село Тархово – одно из старейших христианских славянских поселений на Клинской земле. До семнадцатого  века это было село Рождественское, стоявшее на речке Тросне,  потому что на протяжении прежних, пока мало поддающихся исследованиям лет здесь действовала деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, очевидно, нёсшая свою службу со времени, текущего до  Ивана Грозного.

Во время Литовского нашествия в 1608-1612 годах и церковь, и всё село с  окрестными деревнями были полностью сожжены, жители убиты или ушли в леса и погибали там на морозе среди сугробов. Только через несколько десятилетий село стало понемногу возрождаться. Ещё  много позднее возобновилась церковь.
Названо село когда-то в дальнюю старину, по фамилии  своих владельцев шестнадцатого века Тарховых (Фёдор Тархов ещё в семнадцатом веке владеет одним из соседних сёл). В 1765 году воеводой города Рузы служит Василий Иванович Тархов.

2.
О начале села пока судить трудно.
Но зато в нашем распоряжении материалы,  относящиеся ко времени  царя Фёдора Иоанновича, когда село относилось к Локношскому стану Рузского уезда.
В писцовых книгах 1594 года можно прочитать: «вотчина Троицы Сергиева монастыря село Тархово, что то село с деревнями дала в дом Живоначальныя Троицы и великим чудотворцам Сергию и Никону царя Семиона Касаевича княгиня Марья по духовной грамоте матери своей Авдотьи Андреевой жены Кутузова 6078(1570) году; в селе церковь Симеона Богоприимца древян верх, а в церкви образы, и книги, и ризы, и свечи. И на колокольнице колокола и все церковное строение Авдотьи Кутузовы; во дворе поп Кузма. Во дворе церковной  дьячек Ивашко(Иван), во дворе пономарь Зиновка(Зиновий), во дворе проскурница (просворница,– В.С.) Анна; пашни церковныя 20 четвертей». О чем здесь идет речь? О том, что в обозримом нашим взглядом времени ( во  всяком случае, еще при Иване Грозном в 1567 –1568 годах),  Тархово принадлежало Авдотье Андреевне Кутузовой, и уже тогда было селом, то есть селением с православной церковью, а по её завещанию передано её дочерью в монастырь. Таким образом, с 1570 года и, очевидно, до 1764 года здесь  шла эпоха владения далёкого Троице-Сергиева монастыря.
Есть данные и из писцовых книг 1625 – 1626 года, когда после Литовского нашествия 1609 – 1612 года все подмосковные села и деревни лежали в пепелищах. Территория относилась к Хованскому стану Рузского уезда. Тархово и его местность описывается так: «…пустошь, что было село Тархово, а в ней место церковное Симеона Богоприимца, да великомученика Никиты, да другое место церковное Рождества Богородицы; пашни церковные в пустоши, что была деревня старая лесом поросло 5 четвертей в поле, а в дву потому ж»(согласно двупольной системе ведения полевого хозяйства). Отметим, что со времени Ивана Грозного до 1612 года здесь появилась вторая деревянная церковь, Рождества Богородицы, а  в первой, Симеоновской церкви ещё престол святого великомученика Никиты, и интервентами   было сожжено всё село с обеими церквами и окрестными деревнями.
Поскольку названная местность, находившаяся во владении Троице-Сергиева монастыря, несколько десятилетий лежала в  разорении, то  естественно, что в документах 1683 года она показана «не состоящей ни на каком оброке» и   денег никаких с нее платить было некому. Но в этом году она записана в приходной оброчной  книге Патриаршего Казенного Приказа « по указу Святейшего Патриарха –( в данном случае Иоакима (Савёлова), — В.С.) – и по помете на выписке дьяка Перфилия Семенникова,  велено в селе Тархове на церковную землю наложить оброк и оброчные деньги взять с писцовых книг (1626 года) по нынешний  191 (1683) год по 12 алтын по 3 деньги на год. Оброчные деньги со 7134 (1626 г. ) по 7174 (1666 год) 15 рублев 12 алтын 3 деньги платил стряпчий Сергиева монастыря Ребров и с 174 (1666 год) по 1182 (1674 год) два рубля 20 алтын 5 денег платил он же». Такова суровая хроника тех времен.
Так что названная церковная земля Рождества Богородицы и Симеона Богоприимца с 1683 по 1737 год находилась в оброке и писалась в приходных оброчных окладных книгах  Патриаршего Казенного приказа под Рузской десятиной – «на архимандрите Троицы-Сергиева монастыря оброку 12 алтын 3 деньги на год».

3.
7 февраля 1737 года по определению Синодального Казённого приказа на месте сожжённых церквей велено построить  церковь.
Дело о построении  церкви Рождества Пресвятой Богородицы заводилось еще в 1730-1731 годах, по доношению архимандрита Троице-Сергиева монастыря с братией.  19 декабря 1730 года они писали: « того де декабря 18 дня били челом им Рузского уезду монастырской их вотчины села Рожествена приселка Тархова староста Гаврила Иванов, соцкой Козьма Зиновьев и все того приселка Тархова крестьяне, а в прошении своем писали: в прошлых годах до Литовского разорения была у тех просителей в приселке Тархове церковь Божья во имя Рождества Пресвятыя Богородицы, а при той церкви был поп Козьма Иванов с причетники. А от Литовского разорения оная церковь запустела, а оной поп Козьма Иванов умре и после ево детей и родственников никого не осталось; а деды и отцы их за пустотою и за малолюдством своим той церкви Божией не построили и по ныне не имеется; а они просители в прошлых годах тому лет с 70 приписаны в приход Волоколамского Иосифова монастыря села Шестаково в церкви Рождества Пресвятыя Богородицы и духовностию веданы той церкви попу Иакову Васильеву; а оное де село Шестаково и церковь Божия расстоянием от приселка Тархова в верстах в 8 и больши и за такою дальностию со всякими потребами отправлять вышепредъявленный поп Иаков не успевает и за оным не исправлением  мужск и женск пол помирает без покаяния,   такожде и жены их по рождении бывают без молитв дни по три четыре и больши, а ныне они Тарховские крестьяне, по обещанию своему, на том прежнем погосте в приселке Тархове желают воздвигнуть вновь церковь деревянную во имя Рождества Пресвятыя Богородицы. А к той церкви в попах желают быть Тверской епархии, Клинского уезду из вотчины Ильи Петрова сына Коробова из села Воздвиженского попа Данила Григорьева и просили о строении в том селе Тархове на прежнем погосте церкви и об определении вышеобъявленного попа Данилы из Синодального Казенного приказа дать благословенная  грамота». (Так точно по тексту).

4.
С содроганием читаешь этот документ, исполненный и печали,  и неистребимого устремления к Божиему, церковному бытию, к православной вере. Страшно подумать: после Литовского нашествия жизнь в этом уголку Клинского края восстанавливалась, восставала из пепла  даже не 70, а 12О лет! Сначала после ужасных лет на месте Тархова и окрестных деревень оставались пожарища и полное безлюдье, поскольку жители были перебиты или погибали в занесенных сугробами лесах, затем на этих землях снова появлялись  уцелевшие дети и внуки, снова выходили на  поросшую лесом пашню хлебопашцы. Так вот и Тархово, как птица Феникс из пепла,  стало приселком, чтобы быть приписанным к церкви села Шестаково, а затем снова вернуть себе   высокое звание села!
В справке, данной Синодальным Казенным приказом для решения этого дела, показано, что «по окладным оброчным книгам пустовых церковных земель за 1730 год значится: с церковной земли Рождества Богородицы, да Симеона Богоприимца в вотчине Троицы Сергиева монастыря в пустоши, что было село Тархово, оброку 37 копеек с половиною, казенных пошлин с двух статей по 8 копеек – 16 копеек и те деньги за 1731 год плачены. По окладным книгам жилых данных церквей с показанной Рожественской церкви – далее даются подробные данные по селу Шестаково, ныне находящемуся в Волоколамском районе). Затем по приходу села Шестаково  записано: «вотчины Живоначальныя Троицы Сергиева монастыря в селе Тархове 10 дворов; в дер. Княгинине 9 дворов; в дер. Туболове 8 дворов; в дер. Рыкове(не указано), в дер. Тарасове 19 дворов; в дер. Остафьеве 25 дворов; в дер. Милухине(не указано), в дер. Кобылине 17 дворов, итого в приходе в вотчине Троицы Сергиева монастыря 88 дворов. « « При сей выписке выборной села Тархова Федосей Иванов сын Паленой(Палёнов, — ВС.) в сказке показал, что ежели указом повелено будет в селе Тархове на прежнем церковном месте построить вновь деревянную церковь во имя Рождества пресвятой Богородицы и у той церкви он выборной того села Тархова со всеми крестьянами желают быть означенному попу тверской епархии Клинского уезда из вотчины Ильи Петрова сына Коробова из села Воздвиженского попу Данилу Григорьеву, да дьячку, пономарю, просвирне, которым под дворы и на пропитание де будет пустовая церковная земля, что было село Тархово, которой написано по писцовым книгам 133 и 134 (1625-1626)гг. 25 четвертей в поле а  в двух потому ж, также довольствоваться будут от  подаяния будущих при той церкви приходских людей, которые имелись после Литовского разорения  в приходе Волоколамского Иосифова монастыря села Шестакова, а именно в сельце Тархове 5 дворов, да в приписных  к тому селу деревнях: Туболове 2 двора, Княгинине 6 дворов, Рыкове 4 двора. Тарасове 7 дворов, Остафьевой 11 дворов, Милухине 4 двора, Кобылине 2 двора, итого 41 двор средние; а в тое церковь вино церковное, свечи, ладан, и протчие к церковному употреблению принадлежности отправляться будут от них, просителей безъостановочно; а данные и прочих сборов деньги, что на тое церковь положится платить будет поп с причетники».
Деревни Старая и Туболово – эти названия могут определить нынешние жители окрестностей. Или это были ныне ушедшие деревни, или старые названия существующих деревень. Отметим, что  Туболово – очевидно, неправильно прочитанное название Чуболово, по фамилии бывшего владельца, потому что такое название деревни имеется  в Конаковском районе Тверской области. Рыково какое-то время носило ещё название Дашково.

5.
Синодальный Казенный приказ по сделанному расписанию сразу же положил и плату дани с еще не существующей церкви: « с вышеозначенной Рождественской церкви села Тархово а именно: с попова двора 2 коп., с дьячкова, с пономарского, с просвирницына по 1 деньги с приходских 41 двор средних, которые были в приходе села Шестаково, Волоколамского уезда, по 1 коп.  с половиною со двора, — 61 ; коп., пашни церковныя земля с 25 четвертей по 1 ; коп. с четверти 37 ; копеек, заезда 10 копеек, десятильнича доходу 30 коп., казенных пошлин 17 коп.,  полоняничных с 4 дворов по 4 коп. с двора – 16 коп. полковым попам на жалованье 10 коп., итого по рублю 85 ; коп. на год.»… Вот такая сложная бухгалтерия…
И наконец 12 февраля 1731 года определением этого ведомства велено было  архимандриту Варлааму с братией строить описанную церковь «по подобию прочих святых церквей и как построена будет и в то время бить челом о освящении той церкви и о освящении антиминса и кому святить в оном же Казенном приказе, и означенному попу Данилу Григорьеву велеть же из Тверской епархии принесть отпускную и бить челом о определении для служения в новопостроенной церкви».(Очевидно, что село Воздвиженское некоторое время оставалось в Тверской епархии).
Об этом Варлааму 19 февраля 1731 года был выдан специальный указ, за который ему пришлось уплатить «печатных пошлин три алтына две деньги, нужнейших одна четь».
Тот же архимандрит Варлаам с братией Троице-Сергиева монастыря 29 декабря 1736 года входил с прошением  в тот же Синодальный Казенный приказ об освящении новопостроенной церкви во имя Рождества пресвятой Богородицы в селе Тархове и о выдаче антиминса. На прошении  епископ Коломенский и Каширский Вениамин написал резолюцию: « Дать о посвящении указ и освященный антиминс  с 1737 году февраля 7 дня». В этот день указ  был выдан причетнику Рузского Воскресенского собора Ивану Федорову. Вот так долго исполнялась мечта тарховских крестьян, которые жили без храма и ждали этого события целых 125 лет!

О Рождественской церкви  в приходных окладных  книгах Патриаршего Казенного приказа «жилых данных церквей» в 1737-1739 по Рузской десятине записали так: « Церковь Рождества Пресвятыя Богородицы в вотчине Троице-Сергиева монастыря, в Рузском уезде, в присёлке Тархове, которая построена на пустовой рождественской земле(дани) рубль 14 алтын одна деньга».

6.
На первой карте Клинского уезда 1729 года  село Тархово, естественно, не помечено: оно лежало в Рузском уезде.  В 1764 году по указу Екатерины Второй о секуляризации монастырских владений село перешло из Троицких вотчин во владение Экономического ведомства, позднее – Министерства государственных имуществ. Это означает, что жители Тархова и окружающих деревень уже были относительно свободны в развитии своих хозяйств и  не зависели от  власти помещиков. Из местных крестьян пополнялись ряды пролетариата близлежащих и московских фабрик и заводов. Это были мастеровые, искусные, способные на любую работу люди.

С 1764 года до 1788 года тарховская церковь находилась под духовным началом Переяславской епархии ( г.Переяславль Залесский) и именовалась так: «Переяславской епархии Рузского уезда Клинской десятины села Тархова церковь Рождества Пресвятой Богородицы». В нашем распоряжении есть выборочные данные о селе и его деревнях по документам здешнего храма и другим источникам.

В 1781 году здесь показаны: «священник Максим Савин(Саввич) 61 года. Жена его Устиния Игнатьева 61 года. Диакон Никита Максимов(ич) 41 года(очевидно, сын священника), дьячок Иуда Петров(ич) 28 лет»,  с семьями;» Рузского Уезду Ведомства Государственной Коллегии Экономии  Бывой Вотчины Троицкой Сергиевой Лавры села Тархова крестьян»: 17 дворов; дер. Княгинино 10 дворов; дер.Рыково 10 дворов; дер. Тарасово 16 дворов; дер.Кобылино 7 дворов; а в приходе духовных лиц 8 мужского, 14 женского пола. Поселян – 530 душ мужского. 535 женского пола…

При изменении  уездных границ Тархово с деревнями вошло в Клинский уезд.
В 1789 году, по данным тогдашней церкви Рождества Пресвятой Богородицы, в  селе Тархово живут крестьяне Экономического ведомства. Всего в селе 23 двора, меньше, чем в деревне Тарасово, где было 27 дворов. Но в конце восемнадцатого века начали строить вместо деревянной новую, уже кирпичную церковь. Очевидно, освящение главного, Вознесенского,  престола в холодной(летней) церкви состоялось  в 1800-1801 годах, потому что в 1802 году, хотя новая каменная церковь ещё не была достроена, называлась она уже Вознесенской. Кроме главного, здесь теперь имелись престолы  в зимней, тёплой  церкви – в трапезной – во имя Рождества Пресвятой Богородицы(очевидно, левый, северный), несущий своё счисление со времени Ивана Грозного. И престол святого преподобного Сергия Радонежского(очевидно, правый, южный), ведущий свою историю со времени Троицкой вотчины. Служил в церкви в 1802 году священник Даниил Евросимов(ич), повидимому, главный создатель новой церкви. В Тархове было крестьян Экономического ведомства 30 дворов. В деревне Рыково 13 дворов(все избы в приходе были густо заселены, переполнены,  например, в одном дворе в Рыкове проживало   27 человек разного возраста!), в Княгинине 22 двора, в Тарасове 29 дворов, в Милухине 21 двор, в Остафьеве 43 двора, в Кабылине (Кобылино, Ковылино) 8 дворов.

Окончательно храм достроен и переосвящён в 1805 году.

7.
Сохранились архивные данные из 1850 года.
Здесь живут:  священник Михаил Стефанов(ич) 30 лет, жена его Евпраксия Иванова 25 лет, дети их Олимпиада 4 лет. Александра 2 лет, Иван 5 месяцев, другие служители храма. В селе Тархово, тогда Некрасинской волости,  в это время 31 двор крестьян. Причём избы наполнены до предела: до 20 человек в доме, мал-мала меньше. В Кобылине 12 дворов; в Княгинине  21 двор; в Тарасове 26 дворов. В Милухине 23 двора. В Астафьеве(Остафьеве) 29 дворов, в том числе 3 раскольничьих. К приходу относилась также деревня Стешино Калеевской волости: 16 дворов. В Тархове отмечались раскольники: 3 двора неизвестной секты, 1 двор беспоповщины. В Астафьеве – 10 семей беспоповщины. Отдельно хочется сказать о деревне Рыково. Здесь 19 крестьянских дворов. И в том числе изба счётом по приходу №78. где проживают: Давыд Емельянов 61 года, жена его Дарья Симеонова 61 года. Дети их Иван 22 лет. Жена его Ираида Михайлова 24 лет, Михаил 40 лет. Жена его Анна Дмитриева 41 года, дети их Филипп 16 лет, Агафья 9 лет, Авдотья 6 лет, Иосиф 2 лет.

Здесь мы впервые называем состав семьи Давыдовых( по деревенскому, Крошечкиных), в которой через 5 лет, 25 августа 1855 года, родится, а 26 августа будет крещён в этой самой Вознесенской церкви, будущий учёный и изобретатель трансформатора электричества Иван Филиппович Усагин…

Ну что ж, и этим славным именем памятен храм в Тархове, – таким прихожанином можно гордиться.

Правда, Рыково в своё время по глупости переименовали (в Нагорное, хотя в Клинском районе уже было такое же название), несмотря на то, что эта красивая  и уютная  деревушка никакого отношения к известному большевику, изобретателю знаменитой водки «рыковки», не имеет, а названа ещё до семнадцатого века  по имени одного из первых своих владельцев…

Можно ещё сказать, что прежде Тархово относилось к первому стану Клинского уезда(с центром в Солнечной Горе, до которой насчитывалось 52 версты), а церковь — ко второму благочинническому округу. В 1852 году здесь было 56 дворов. Здесь находилось сельское управление Министерства государственных имуществ – контора, через которую управлялись окрестные государственные крестьяне. Проживало здесь 119 душ мужского и 133 женского пола. Соответственно в деревне Тарасово – 46 дворов, 176 душ мужского, 164 женского пола. Рыково – 33 двора, 94 мужчин, 110 женщин. Милухино – 36 дворов, 99 мужчин, 97 женщин. Кобылино – 18 дворов,  49 мужчин, 61 женщина. Княгинино – 36 дворов, 80 мужчин, 87 женщин. Астафьево – 56 дворов, 191 мужчина, 217 женщин. Стешино – дворов не указано, 99 мужчин, 108 женщин…

По данным 1859 года, в казённом селе Тархово, стоящем на Волоколамском тракте, при колодцах, и находящемся в 31 версте от уездного города Клина, — кроме православной церкви, находится 41 крестьянский двор. Живут  182 жителя мужского и  188 женского пола. В Тарасове – 37 дворов, 132 мужчины, 120 женщин. В Милухине – 29 дворов, 87 мужчин, 113 женщин. В Стешине – 31 двор, 114 мужчин,  121 женщина. В Княгинине – 29 дворов, 80 мужчин, 97 женщин. В Рыкове – 25 дворов,  96 мужчин,  112 женщин. В Кобылине – 14 дворов,   43 мужчины, 51 женщина. В Астафьеве – 53 двора, 175 мужчин, 231 женщина. Вся эта статистика, которую мы приводим, даёт очень наглядное представление о развитии этой местности.

По данным 1874 года, в приходе Вознесенской церкви, в селе и деревнях находится 267 крестьянских дворов, в которых проживают 999 душ мужского и 1151 душа женского пола. В приходе также проживали 6 дворов крестьян-раскольников: 6 душ мужского и 10 женского пола…

А вот и данные из двадцатого века, перед самой коллективизацией. В 1925 году в селе Тархово, тогда Петровской волости,  52 двора, 260 человек жителей, 53 лошади, 60 коров. В деревне Тарасово, например, 42 двора, живут, теснее, чем в Тархове, тоже  260 человек, владея 37 лошадьми и 65 коровами…

Во время Советской власти село Тархово стало центром Тарховского сельского Совета крестьянских депутатов. Своей деятельностью охватывавшего расположенные рядом деревни.

8.
В Тархове мне не приходилось быть уже  давно.
Запомнился солнечный день 2 июля 1977 года, когда мы,  клинские краеведы, приехав сюда, с удовольствием обошли живописные окрестности  села, поговорили  с жителями села и деревень.
Богатая природа  здешних мест не оставит равнодушным никого.
Вот только храм Вознесения в Тархове своей заброшенностью создавал грустную картину, хотя и стоял у всего мира на виду, рядом с оживлённой дорогой.

В наше время это не удивляет, а в прошлом, лет сто тому назад, вызвало бы изумление: почему  в таком разорении и бедности храм, находящийся прямо у самой проезжей дороги?

Ведь на таком бойком месте и село, и приход должны только богатеть!
Дорога эта из Клина на Волоколамск освящена именами многих подвижников русской православной церкви,  всего русского государства, его науки и культуры!

Поэтому так воспрянула душа, когда узнал, что храм в Тархове понемногу возвращается к своему полнокровному облику, что духовные силы в земляках ещё не совсем утрачены и уже обрели своё пристанище.
В 1994 году здесь возобновились богослужения. Храм, к радости всех здравомыслящих жителей Клинского района, понемногу возрождается стараниями священников и местных жителей, не потерявших чувство Родины…

Церковь построена в архитектурном стиле русского классицизма (ампир). Проект её традиционен, но в отдельных деталях отличается от многих других сельских церквей. Здание  сильно пострадало от времени, не поддержанное серьёзными ремонтами. Шутка ли – со времени постройки церкви прошло около двухсот зим и вёсен — замораживаний и размораживаний стен здания.

Церковь Вознесения Господня дошла до нас почти полностью сохранившейся в конструкциях, хотя сильно пострадала не только от морозов. Использование здания не по принадлежности стало для храма настоящим бедствием. Красивое здание строилось руками, потом и кровью многих поколений. На него  последнюю трудовую полушку и копейку добровольно, от сердца, отдавали и вдовы и сироты, но  по вине неразумных правителей деньги предков были пущены по ветру. Разгром постиг внутреннюю и наружную фактуру стен, были уничтожены внутренняя планировка и служебная утварь. Притом, как правило, разрушали те люди, которые ничего не умели строить и созидать…

Храмовая часть представляет собою бесстолпный двусветный четверик, перекрытый сомкнутым сводом. На свод опирается несколько удлинённый барабан, возносящий соразмерную главу луковичного типа с шаром и крестом.
Алтарную часть составляет скруглённая апсида, перекрытая конхой (так называется шарочетвертная крыша алтаря).
Трапезная церкви, в которой находились освящённые  приделы – престолы Богородицерождественский  и Сергиевский — перекрыта двускатной крышей, её дважды по три окна смотрят на север и юг(дважды четвёртые окна появилось после позднего расширения трапезной  для образования  притвора)…
Колокольня церкви в два яруса дошла до нас не соответствующей общей архитектурной композиции. В будущем она должна вознестись над окрестностями четырьмя ярусами, чтобы придать всей композиции законченную форму. Тогда она будет видна фактически из всех деревень прихода и оповестит  всех звоном своих колоколов, что  Россия в Тархове снова  жива…

Церковная ограда за последние десятилетия утрачена, до нас дошёл только фрагмент её кирпичных арочных ворот. Хорошо ещё, что, хотя и в повреждённом виде, дошла до нас церковная сторожка.

Сам по себе церковный ансамбль  в Тархове представляет собою памятник истории и культуры, хотя и традиционной архитектуры, но непреходящей ценности, и в деталях и декоре не имеет аналогов далеко во всей округе…
Но на этом остановимся. Портрет села и окрестностей, его современную историю, с другими подробностями, дорисует время.

9.
Храмовые праздники в Тархове и окрестных деревнях  совершаются в следующие дни.
Во-первых, в день Вознесения Господня, который ежегодно смещается по времени и всегда отмечается в  сороковой день по Пасхе и за десять дней до Троицы. В 2002 году он отмечается 13 июня, а в 2003 году – 5 июня по-новому.
Второй престольный праздник – Рождество Пресвятой Богородицы отмечается ежегодно в один и тот же день – 21 сентября по-новому.
Должны отмечаться  третий и четвёртый престольные праздники в честь святого преподобного Сергия Радонежского, 18 июля – День обретения честных мощей (1422 г.), а 8 октября – День преставления игумена Радонежского, всея России чудотворца (1392 г.).
Кроме того, нужно считать храмовым праздником прежний престол – 16 февраля, День праведных Симеона Богоприимца и Анны пророчицы(на следующий день после Сретения Господня).

Ещё один прежний памятный престол следует отмечать 28 сентября – в День великомученика Никиты Готфского-Константинопольского, святого из христиан 372 года от Рождества Христова.

Шесть престольных праздников – как это прекрасно! Эти престольные праздники всегда отмечали жители  села Тархово и деревень Астафьево (позднее в Волоколамском районе), Княгинино, Кобылино (ныне Ковылино), Милухино, Рыково ( потом  Нагорное), Стешино, Тарасово.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние