• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

Где же девять?»

В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Лк. 17, 12-19

Мы сейчас читали очень значимый отрывок из Евангелия от Луки, но прежде чем говорить о содержании слов Христовых, приведу две совершенно светские мысли.

Есть такой печальный православный анекдот. Встречаются два ангела: один сидит и ничего не делает, а второй, уже «весь в поту», носится туда-сюда. Спрашивают друг друга, кто чем занимается. Тот, который очень занят и очень устал, отвечает: «Я ношу Богу просьбы людей», а первый говорит: «А я ношу человеческие благодарности».

Добавлю мысль одного английского писателя, очень мудрого человека: «Мать начинает учить ребенка вере, когда приучает говорить “спасибо” за кусок вкусного пирога, который она приготовила».

В чем проблема? Благодарность – это проявление любви, а без любви никакая вера не работает. В Священном Писании четко сказано, что вера действует любовью, – и к Богу, и к людям (см. Гал. 5, 6). Никто не говорит, что Бог не окажет человеку помощи, когда такой настоящей веры у него нет. Дело не в Боге, а в человеке!

Иисус Христос идет дорогой, проходящей через селение, и вдалеке, на довольно большом расстоянии стоит группа людей, которые кричат Ему: Иисус Наставник! помилуй нас (Лк. 17, 13). Они не могут подойти ближе, потому что это прокаженные. Проказа – очень тяжелая болезнь, при которой человек фактически сгнивает заживо. И в древности, и в Средневековье такие больные не должны были ходить по дорогам, не имели права приближаться к здоровым людям. Прокаженные просили милостыню небольшими группами. Их жалели, конечно, кормили, но оставляли еду в мисках, как собакам, чтобы не подходить близко.

Быть прокаженным всегда значило быть изгоем. У нас тоже есть прокаженные, просто их не так много, поскольку при нашем климате эта болезнь не может быть массовой, а кроме того, они изолированы, как следствие, о них практически никто не знает. Раньше таких средств изоляции не существовало, проказа не лечилась, считалась заразной, поэтому такие люди были жестко отделены от общества. Причем их изгоняли не только из общества, но и из семьи.

Однако в еврейском обществе прикасаться к прокаженному было запрещено и по другой причине: согласно законодательству такой человек становился ритуально оскверненным, лишался многих прав, пока не пройдет обряд очищения. Поэтому эти десять человек и обращаются ко Христу издалека.

Христос окружен людьми, проповедует. Он не собирается «устраивать шоу», чтобы все видели, как Он исцеляет. Исцеление – это же так интересно, зрелищно, после увиденного чуда слушать Его слова и вникать в наставления уже не будет никто! Поэтому Христос говорит этим десяти людям: пойдите, покажитесь священникам (Лк. 17, 14). Священники были обучены распознавать болезни. Если человек выздоравливал, его освидетельствовали, совершали определенные обряды, после чего он считался чистым и мог вернуться к нормальной жизни в обществе.

Эти прокаженные просили именно Христа о помощи, потому что верили, во-первых, в то, что Он может им помочь, а во-вторых, что захочет это сделать, то есть верили в Его любовь! Какой смысл кричать: «Помилуй нас!» – если не веришь в возможность исцеления? Когда, по слову Господа, они пошли в храм, то по дороге очистились: исчезли страшные раны и язвы на их телах.

Девять из десяти были евреями и они выполнили повеление Христа – пошли к священнику, чтобы пройти необходимые обряды. Кроме того, видя, что прокаженные очистились, священники должны были вспомнить ветхозаветные пророчества и понять, что пришло время Мессии: Он уже здесь, рядом.

Так и сделали девять иудеев: сходили в храм, всё выполнили и, наконец, вернулись к нормальной жизни. А десятый не смог. Он и был-то не евреем, а самарянином, и, увидев, что происходит, как очищается его тело, он со всех ног кинулся обратно – искать Христа!  Прибежал, бухнулся в ноги, и громко благодарил за то чудо исцеления, которое получил. То есть этот человек, который не имел истинной веры, не знал Священного Писания, в храм не ходил, поскольку не был иудеем, получив дар Божий, сумел ответить на него всем сердцем. Потому что эта благодарность – ответ любви человека на дивную любовь Бога.

Как вы думаете, кто в этой ситуации лучше исполнил волю Божию? Те девять, которые выполнили всё, что положено, или этот, который до храма так и не дошел? Сам Христос подытоживает: Где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк. 17, 17-18)

Скоро Новый год, мы будем получать поздравления и сами поздравлять людей. Что обычно мы говорим? «Самое главное – это здоровье!» Безусловно, это важно, но когда мы смотрим на нашу жизнь, то видим, как здоровые ломают семьи, спиваются, становятся наркоманами, заканчивают жизнь самоубийством и так далее. Здоровье… А самое ли это главное?

Вот человек получил здоровье – это хорошо! Что же, теперь никогда он и его близкие не будут болеть, умирать? У него всё и всегда будет прекрасно? Нет, он получил разовую помощь, а подлинной живой связи с Богом не построил. Так и эти девять прокаженных: дар Божьей любви получили, но не ответили на него. Настоящей полноценной встречи с Богом у них не произошло. Как будто кто-то протянул тебе руку, а ты свою руку за спину убрал…

Поэтому далее Христос сказал вернувшемуся к нему с благодарностью человеку слова, которые редко кому-то говорил: Иди; вера твоя спасла тебя (Лк. 17, 19). Господь редко видел такую веру: не теоретическую, которой и не могло быть у этого самарянина, а веру, которая является доверием Богу. Такую веру, которая одна может явиться ответом на Божью любовь, когда сбываются слова, сказанные апостолом Павлом: «Вера действует любовью»!

Конечно, и у этого человека в жизни будут проблемы, но разница в том, что он будет решать их вместе с Богом, а не один. Ответив на Божью любовь, он вступил в новую жизнь – начал жить для вечности. Потому что именно от того, как мы живем в земной жизни, зависит, обретем ли мы жизнь вечную.

Когда мы благодарим Бога за то, что Он дает нам, это не Ему нужно, а нам самим: именно так мы учимся любить! Как неблагодарность людям свидетельствует о том, что мы не научились любить людей, так и неблагодарность Богу говорит о том, что у нас нет настоящей веры.

Теряет ли что-то при этом Бог? Нет, теряет не Он, а мы, потому что наша жизнь становится пустой и бессмысленной, ведущей в могилу. А мы не для могилы живем, а для вечной жизни, которая начинается здесь и сейчас. У этого самарянина она уже началась, и дай Бог, чтобы так было и у нас с вами. Аминь.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация православный приход Троицкого собора Русской Православной Церкви Московской Митрополии Сергиево-Посадской и Дмитровской епархии Клинского благочиния.Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская областная митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние