Бог Сам открывается людям. Интервью с настоятелем Преображенского храма пос. Нудоль протоиереем Аркадием Штейнбергом

Отец Аркадий, люди, называющие себя атеистами, довольно часто просят верующих предоставить доказательства существования Бога. Можем ли мы, опираясь на многовековой опыт Церкви, привести этим людям какие-либо доказательства?

– Человек, живя в этом мире, ориентируется не только на всякие, кстати, не всегда объективные достижения науки, но и на опыт других людей. Кроме того, человек не может жить вне среды функционирования того языка, на котором говорит и который понимает. А какой бы язык мы ни взяли, в каждом есть понятие «Бог». Атеизм объясняет существование этого понятия мифологически: мол, люди сначала были дикарями, боялись всяких явлений природы, потому и придумали богов. Но начнем с того, что атеизм тоже можно назвать верой, потому что его приверженцы также ничего не могут доказать. Ну, например, откуда всё взялось: Вселенная, атомы, жизнь во всем ее многообразии? Они настаивают на эволюции, то есть изменении простых форм жизни и перерождении их в более сложные и высокоорганизованные, которое происходит в результате мутации генов. Заметим, случайной мутации, не целенаправленной. По мнению приверженцев атеизма, всё происходит само собой и случайно. Но что такое мутация? Это поломка генетического материала, в результате которой один вид должен, с их точки зрения, измениться и превратиться в другой. Как это возможно? Возьмем, например, компьютер с операционной системой Windows 7, что-нибудь там сломаем и посмотрим, получится ли Windows 10? Я что-то такого не слышал и не видел. Кто хочет проверить, может купить ноутбук поприличней, вооружиться раскаленным паяльником и несколько раз случайным образом потыкать им в район материнской платы, а потом оставить на миллионы лет и посмотреть, во что он эволюционирует. Это примитив? Хорошо. Подключите его к напряжению в 10 киловольт или в родные 380 вольт, а затем опишите наблюдаемые превращения и пошлите в научный журнал. Так же и в живой природе. Было животное одного вида, допустим лев, в нем что-то там сломалось внутри, и из него вдруг случайно родился тигр. Абсурд! А как он будет дальше существовать, размножаться? Значит, нужно, чтобы сразу две особи получились, да еще и разнополые, и не на разных концах земли, а в зоне прямой видимости. Но атеисты в это свято верят, хотя примеров таких перерождений нет и никакие скрещивания не помогают. Всё остается во внутривидовых рамках, либо приводит к невозможности дальнейшего воспроизведения, либо, чаще всего, к вырождению и уродствам, а не к прогрессу.

Подтверждение же существования Бога опирается на человеческий опыт. Если бы это было очевидной выдумкой, не было бы столько Его проявлений, которые мы называем чудесами. Так как Бог – Существо абсолютное, невидимое, нематериальное, то и явления Его становятся для человека чем-то неожиданным, невозможным и невероятным. Сейчас мало кто будет отрицать, что существует мир невидимый. Всякого рода полтергейсты тому подтверждение. Что уж говорить о людях, одержимых нечистыми духами, раз увидев которых, уже не назовешь их просто душевнобольными. Бывает, абсолютно неверующий человек попадает в какую-либо экстремальную ситуацию, и только призыв на помощь Бога, молитва к Нему спасает человека от гибели. И вот тогда таким людям становится ясно, что в мире не всё так просто.

Вера – дар Божий. Апостол Павел пишет: Благодатью вы спасены через веру, и сие не от вас, Божий дар (Еф. 2, 8). Просто не всё человеку открывается, не всё он может увидеть (тот же невидимый мир). Часто человек думает, что сам делает всё, что захочет: вот захочу, подумаю – и решу сейчас эту сложнейшую задачу… Нет, не решишь! Если Бог даст – решишь, не даст – с ума сойдешь, но не решишь. Бывает, человек 10, 20, 30 лет ходит вокруг да около и не видит решения, а потом оно ему вдруг открывается, и многие вещи становятся очевидными.

В каких обстоятельствах Бог обретает человека, чтобы тот смог обрести Бога? Чаще это бывает от великой скорби (см. Откр. 7, 14), от безвыходности, бессмысленности, надуманной и надутой пустоты своей жизни, наполненной всё той же суетной пустотой, или, что еще хуже, безысходным грехом. Именно тогда человек чувствует наибольшую потребность в Боге, Который становится единственным выходом из тупика, «светом в конце тоннеля».

Приближается праздник Рождества Христова. Если исходить из сказанного вами, то по-настоящему прочувствовать, понять, пережить это событие смогут только те, кому Бог открылся. Для остальных праздник останется лишь номинальным государственным выходным.

– Отчасти вы правы. Но ведь и христианину трудно в полной мере духовно правильно прожить этот праздник. Для этого нужно жить по-христиански. И здесь у каждого – своя мера. Мера веры и мера жизни. И внешние формы этой жизни необходимы и весьма полезны. Нужно соблюдать пост, стараться воздерживаться от страстей, молиться, посещать богослужения и т.д., для того чтобы это внешнее старание действием благодати перешло во внутреннее делание и внутреннюю жизнь.

А для остальных?.. Не знаю, кто эти остальные. Я когда-то был одним из них. И не знаю, кого и когда Господь Иисус Христос, рождающийся в мир от Девы в Вифлеемском вертепе, призовет к Себе и откроется ему. Да, приходит всякий, кто захочет, к малому храмовому вертепу, обложенному простыми елочными ветками. Да, поставит там свою свечку, поцелует икону праздника, помолится на службе, если может, а если не может – просто постоит. Встреча с Богом возможна всегда. Ты пришел к Тому, Который сказал: Приходящего ко Мне не изгоню вон (Ин. 6, 37).

Слава Богу, в нынешнее время Рождество Христово стало государственным общенародным праздником, и это правильно, потому что этот праздник – способ нашей самоидентификации. Вот на Западе этот праздник неприкасаемый: семейное застолье, гусь, подарки. Конечно, это обмирщение, но у нас в свое время и это отняли. Поэтому очень хорошо, что мы на государственном уровне возвращаемся к своим корням и можем праздновать Рождество.

Беседовала И. Филиппова

Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние