«Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его…»

В праздник Успения Пресвятой Богородицы.

Сегодня за богослужением читали два евангельских отрывка; второй, из Евангелия от Луки посвящен Божией Матери. В нем мы слышим, как некая женщина крикнула Иисусу Христу: Блаженно чрево, носившее Тебя, и сосцы, Тебя питавшие! – то есть «счастлива Женщина, вырастившая Такого Сына». В ответ на её слова Господь, нисколько не противореча ей, говорит, в чём именно состоит это счастье: Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его (см. Лк. 11:21–22).

Настоящее, подлинное счастье состоит далеко не только в удовлетворении своих потребностей, не в обладании земными благами: это не глубокое счастье, оно даётся лишь на короткое время, а потом отнимется. Подлинное счастье, о котором говорит Господь, даёт человеку некую глубину жизни. Неслучайно в переводе на русский язык использовано другое, не столь привычное для нас слово: блаженство. Блаженство – это такое счастье, суть которого, в первую очередь, в особенном светлом состоянии человеческой души. Именно это было основным богатством Божией Матери.

Это далось непросто. Она многое претерпела, Ей было очень трудно, больно стоять у Креста, но она со Христом так соединилась, что Он всегда был с Ней. Христиане даже из дальних стран приезжали в Иерусалим, чтобы взглянуть на Деву Марию: не из любопытства, а чтобы, глядя на неё, лучше понять Христа – какой Он, какую тайну Господь нам открывает, позволяя глубже познать, каков Бог.

Сегодня парадоксальный праздник для людей нецерковных или неверующих. Понятно, что на Пасху мы празднуем Воскресение Христа, Его победу над грехом, злом и смертью. А тут Божия Матерь, Которую древняя Церковь больше всего чтила, закончила Свой земной путь, Её похоронили, и мы это празднуем!? Так что же мы празднуем – смерть?

Вспомним тропарь Пасхи: Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ… Он победил смерть – и духовную, и телесную. Он Воскрес в обновлённом теле не для того, чтобы потом через какое-то время вновь умереть, а чтобы жить вечно! Вероятно, Сын Божий Воскрес в той телесной форме, в которой был сотворён Адам – первый человек, ведь именно вследствие грехопадения плоть человека стала подвержена болезням, страданиям и смерти. Но Иисус Христос Воскрес не ради Себя, а для того, чтобы эту возможность воскресения подарить и всем нам – тем, кто захочет этот дар принять!

Мы многого просим у Бога, но Господь подаёт нам только то, что нам действительно нужно, и не всегда в тот момент, когда мы этого ждём. Но всё же самый главный Дар Бога человеку, который Он может нам дать, – это Его Божественный Сын, Иисус Христос, несущий нам жизнь, делающий наше земное бытие началом вечной жизни. Больше этого Богу нечего нам дать.

Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса Христа (Ин. 17:1), – говорит Сам Христос. А мы почему-то празднуем Успение, смерть Божией Матери… Но дело в том, что именно Успение Богородицы показало бессилие смерти над людьми!

Человек в падшем состоянии после грехопадения не может жить вечно, его душа и организм повреждены грехом. Христос восстанавливает человека, конечно, с участием его собственной доброй воли. Священное Писание говорит о том, что здесь, на земле, мы должны воскреснуть духовно, чтобы потом за пределами земного бытия мы смогли воскреснуть и телесно при Втором Пришествии Христа.

Как некогда Архангел Гавриил в Благовещении возвестил Деве Марии о том, что Она станет Матерью Божьего Сына, так и незадолго до Успения он явился сообщить Ей о скором переходе в иной мир. В богослужении Успения проходит такая мысль: как Дева Мария приняла в Себя Богочеловека, дала Ему тело и душу человеческую, родила, пеленала, кормила, растила, так и теперь, на исходе Её земной жизни, Сын отдаёт долг: Он принимает Её душу, как новорожденную, в мире вечности.

Господь устроил так, что чудесным образом при кончине Богородицы у Её одра собрались почти все апостолы, которые были живы в это время. Они смогли порадовать Её, поведав о том, что вера в Её Сына, Распятого и Воскресшего, распространяется по всему миру и многие тысячи людей входят в общение с Ним, становясь чадами Церкви Христовой. А вторая цель, почему они оказалась здесь собраны, касалась самих апостолов. Будучи свидетелями жизни, смерти, Воскресения и Вознесения Христа, они знали и возвещали другим, что сделал Господь, чтобы совершить спасение людей. Они видели победу Христа, видели духовные победы Его учеников. Но сейчас они по Божьей воле собрались для того, чтобы увидеть в человеке полную победу жизни над смертью.

В комнате, в которой они находились, после кончины Богородицы, как бы раздвинулся потолок, открыв взорам собравшихся духовное Небо, где пребывали Христос и ангелы, и Господь принял в Свои объятья душу Девы Марии. Её тело апостолы похоронили в гробовой пещере. Но один из апостолов (Фома) по воле Бога опоздал, явившись спустя три дня, и очень скорбел, что не успел проститься с Богородицей. Это произошло для того, чтобы тайна победы над смертью Девы Марии была явлена нам. Ученики Христовы решили открыть пещеру, но, войдя внутрь, увидели только пелены и пояс Божией Матери и были в недоумении.

Вечером, когда они, собравшись, размышляли об этом, вновь открылось Небо, и все увидели Деву Марию с обновлённым телом, которая возвестила им: «Радуйтесь!» Она первая из людей победила не только Свою смерть, но и все последствия грехопадения прародителей в Себе Самой. Пречистая Дева осязаемо показала нам: «Вот победа жизни во Мне, а Я для всех вас, уверовавших во Христа и Его Евангелие, стала Матерью». То есть апостолы видели не только Воскресение Христа, но и Воскресение Божией Матери, Её духовную и телесную победу над смертью.

Один из церковных писателей, отвечая на вопрос, как будет обновленное тело человека связано с его старым телом, сказал: «Как дуб связан с жёлудем, из которого вырос».

Ещё интересный вопрос. Вот, к примеру, перед нами Тихвинская икона Божьей Матери – попробуйте определить возраст Богородицы. Это невозможно! Помню, ещё в советское время одному хорошему художнику-портретисту дали задание скопировать икону Богородицы, и он пребывал в недоумении, потому что изобразить женщину без определенного возраста невозможно.

Хорошая икона отражает не нашу, а иную реальность! В Царстве Небесном нет стариков, ведь там, где побеждает жизнь, люди не подвержены старению и немощам.

Мы обращаемся к святым, прося помолиться о нас, но Божией Матери, кроме того, говорим и: «Помоги!» – ведь Она находится в полноте бытия и может действовать, как живой человек. Она первой воскресла в такой форме, в которой когда-то воскреснем и мы все, старающиея быть верными Христу.

Поэтому праздник Успения – не скорбь, а радость о возможности преодоления смерти, о том, что в лице Божией Матери мы обрели великую Помощницу, Заступницу, Которая ходатайствует о нас перед Богом.

Мы все знаем, какое счастье для ребёнка иметь мать и как тяжело, когда её нет. А мы все имеем Её в лице Богородицы, потому что для Неё дорог Её Сын, и каждый, кто хочет общаться, жить вместе с Ним и сродниться с Ним, естественно, дорог Ей.

Об этом говорится в кондаке праздника: В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу, и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние, гроб и умерщвле́ние не удержа́ста: я́коже бо Живота́ Ма́терь к животу́ преста́ви во утро́бу Всели́выйся Присноде́вственную.

Поэтому надо, чтобы и мы со Христом также сроднились, как Божия Матерь, чтобы Христос был и в жизни нашей, и в душе нашей, и в теле нашем. Тогда земная жизнь станет не путём к смерти, а путём к жизни и победой жизни Христовой в нас. Аминь.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние