Христос беседует с учениками (Мк.10:32–45) В Неделю 5-ю Великого поста

Мы сегодня празднуем память преподобной Марии Египетской, а за богослужением читали евангельский отрывок о беседе Христа с апостолами на пути в Иерусалим.

Господь говорил Своим двенадцати ученикам о грядущих страданиях, о том, что Ему нужно претерпеть Крест, избиения, оплевания. Но ученики всего этого не услышали: из всего сказанного они восприняли только то, что в итоге Сын Божий Воскреснет. И, конечно, по их представлениям, сев на трон, Мессия сделает их главными, и они будут управлять этим израильским царством во веки веков.

Первыми с просьбой подошли два брата — Иаков и Иоанн, которые всегда были рядом со Христом. Они являлись свидетелями даже тех чудес, которые совершались тайно, и поэтому думали, что достойны того, чтобы сесть по правую и левую сторону от Христа и царствовать вместе с Ним как с земным царем. «Дай нам сесть у Тебя, одному по правую сторону, а другому по левую в славе Твоей» (Мк.10:37), — сказали они Учителю.

Следуя за Господом в Иерусалим, апостолы не задумываются, какие страдания Он должен претерпеть, а сосредоточены на том, что Сын Божий Воскреснет и разделит власть с ними, такой вот эгоизм проявляют. Ведь они еще Духом Святым не просвещены, не знают, что им предстоит совершить в будущем.

Тогда Господь спрашивает их: «Можете ли пить чашу, которую Я пью, и креститься крещением, которым Я крещусь?», — и они отвечают, что могут, не представляя, конечно, что их ждет. «Иисус же сказал им: чашу, которую Я пью, будете пить, и крещением, которым Я крещусь, будете креститься», то есть претерпите страдания за веру и проповедь Евангелия (см. Мк.10:38–39).

А другие ученики недоумевают: как, они будут впереди нас, а мы-то что? Не такие, что ли, да? И от непонимания слов Учителя апостолы начинают делить первые места.

Так порой происходит и в нашей жизни, так было и в жизни Марии Египетской. Она ведь думала, что раз Бог дает земные блага, надо пользоваться ими себе на радость. Но радость земная, чисто эгоистическая, может перерастать в страсть, ведущую к погибели. Мария и думала, что надо жить страстями, не понимая, что это грех. Но когда она попыталась войти в храм, чтобы поклониться Животворящему Кресту, трижды была откинута.

Все мы в таинстве Крещения освящены Святым Духом, и в тот момент Дух Святой пробился через толщу грязи и коснулся ее души. Она поняла, что с ней что-то не так. А когда принесла покаяние, смогла войти в храм, причастилась и в мир уже не вернулась. Она отбросила мирскую жизнь полностью, ушла за Иордан, в пустыню, где 47 лет боролась со страстями. Это тоже несение креста! Мария Египетская стала пить свою чашу и, как апостолы, понесла ее, очищаясь в этом послушании от грехов.

Интересно, что после причащения в храме преподобная Мария 40 лет жила без Причастия. Представляете, как нужно было напитаться Святым Духом и сохранить все это?! А как она рассказывала, насколько ей было тяжело, ее буквально преследовал запах вкусной еды, а вокруг были только песок и корни растений. Вот таким образом она выжигала в себе свои греховные наклонности.

А мы к ним привыкаем, к сожалению. Иной раз покаемся и снова возвращаемся, мотает нас туда-сюда, как маятник. И поэтому для нас очень важно причащаться не раз в 40 лет, а регулярно, не реже, чем раз в месяц, а то и чаще, и покаяние приносить постоянно.

Потому что иной раз выйдешь из храма и сразу же после причастия грешить начинаешь. Встретишь кого-нибудь, и начинаются разговоры… А к пустословию примешивается и осуждение, и другие грехи. Поэтому так важно для нас постоянство в своей церковной жизни сохранять и учиться, конечно, у наших святых.

Надо смолоду стремиться поступать, как Богородица, вкладывая в свое сердце то, что является благом для души, откидывая всё греховное, что в мире происходит. Потому что потом можно годами бороться с грехом, а если человек сразу избирает чистоту, он как бы дверь захлопывает перед дьяволом, и тот в душу пробиться не может.

А тем, кто уже нажил страсти, надо учиться на примере Марии Египетской, как с ними бороться и не возвращаться к ним. Бороться до креста и до смерти! Здесь речь идет не о физической смерти, а как Господь говорит: «Отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк.8:34).

Вот таким образом мы можем подражать святым и двигаться этой крестной дорогой, той, которая нам уготована Господом. Может быть, небольшой у нас крестик, но его нужно нести со смирением, послушанием, с чистой и мирной душой. Аминь.

Автор: священник Михаил Хайрутдинов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние