Во Вселенскую родительскую субботу.

Проповедь протоиерея Борис Балашов

Во Вселенскую родительскую субботу.

Для нас очень важно понимать, что происходит на православном богослужении. Например, когда перед чтением Евангелия диакон или священник произносит возглас «Премудрость! Прости!», призывающий верующих стоять прямо и приготовиться благоговейно слушать те слова, что прозвучат далее, люди в большинстве своем начинают креститься и кланяться, тем самым отвлекаясь и делая ровно противоположное тому, что говорит Церковь. А ведь слова Христа, которые будем слушать, имеют для нас особое значение, и мы должны вложить их в ум и сердце.

Почему мы поминаем усопших именно в субботу третьей приготовительной недели перед Великим постом и почему этот день так важен для нас?

Дело в том, что любовь христианина должна распространяться не только на членов семьи, друзей, родственников и сослуживцев, но и на всех, кто нуждается в нашем внимании и заботе. Завтра мы будем читать притчу о Страшном Суде из 25-й главы Евангелия от Матфея, однако надо помнить, что светское и церковное понимание этого суда абсолютно разные. В светском понимании на Страшном Суде человеку будет вынесен приговор, по которому грешнику предстоит мучиться вечно. Но Церковь называет этот Суд Страшным в ином смысле, что он станет последним, подведет итог жизни каждого человека и всего мира, однако он будет честным, справедливым и милосердным. Господь не ставит целью осудить людей, как и врач не стремится отправить больного на тот свет, а лечит, проявляя к нему любовь.

Мы все больны грехом, наша природа искажена им. Можно, конечно, попытаться свалить всё на Бога и оправдать себя, что мы такими сотворены. Но это будет нечестно. Сам человек должен желать исцеления и выполнять назначения Врача, Которым для нас является Христос.

Священное Писание указывает нам путь к выздоровлению. Апостол Иоанн в своем Послании говорит, что если мы хотим научиться любить Бога, мы должны научиться любить людей. Потому что человек – образ Божий. Надо помнить такую простую вещь, что умение любить является основным законом жизни в Небесном Царстве, и если мы не захотели научиться этому в земной жизни, то не сможем войти в жизнь вечную вместе с Богом. Не потому, что нас не примут, а в силу того, что, образно выражаясь, там будет иной, не подходящий для нас «климат». Как рожденному в тропиках человеку, смерти подобно оказаться в нашей полосе зимой, так и для тех, кто не научился жить в любви Христовой, Божье присутствие станет катастрофой.

Естественно, христианин не может желать страданий и гибели другим людям, он должен сострадать им всем сердцем и стремиться помочь – как живым, так и мертвым. На Страшном Суде Христос спросит нас не только о том, как мы любили близких, но и как относились ко всем тем, кто нуждается в нашей помощи.

Христос разрушил ад – темницу, где от века находились души всех умерших людей. Те, кто, услышав Его проповедь, захотели быть со Христом, духовно воскресли и вышли оттуда в ином, светлом состоянии, а прочие остались в аду с нечистыми ангелами. «Но почему?», – спросите вы. А почему мы-то не хотим ответить на призыв Спасителя? И ад разрушен, и Господь Воскрес, и нам приготовил воскресение, дает нам благодать, помощь, милость, Самого Себя, – а разве многие отвечают на Его призыв? Так же и там, в аду, когда Христос пришел туда возвестить Свое Евангелие.

Мы будем жить на земле не вечно. Поэтому очень естественно для нас стремиться помогать не только живым, но и усопшим. Опыт людей, которые стали усердно это делать, свидетельствует о том, что эта помощь умершим имеет громадное значение. От нас сокрыто, как это происходит, но что происходит, мы можем понять. Подобно тому, как мать, когда кормит ребенка, не думает о том, какие химические процессы происходят в его организме, но прекрасно понимает, в какой пище нуждается дитя.

У одной пожилой женщины в ДТП погиб сын. Он был не виновен, но вместо того, чтобы отдавать все силы, доказывая это в судах, его мать решила последовать совету священника и начать жить по-христиански. Она стала читать Евангелие, усердно молиться, причащаться, ежедневно читала Псалтирь за упокой души сына, подавала записки в храм. И мы все должны помнить, что просто подавать записки недостаточно – важно молиться в храме на богослужении, участвовать в совместной молитве.

Через один-два месяца она сказала, что ей стало легче. Конечно! Ведь эта женщина стала питать духовно себя и поддерживать сына. Молитва об усопших дома и в храме имеет огромное значение как для них, так и для нас, потому что, когда человек учится искренне проявлять любовь к другим, он меняется, становится человеком другого качества и это крайне важно!

В моем помяннике много имен, среди которых родственники и те люди, с которыми я общался. Но получилось так, что я забыл записать имя своего дяди, погибшего на фронте, которого я никогда не видел. И когда, вспомнив об этом, я стал о нем молиться, сразу ощутил напор темных сил. Как было лукавому раньше хорошо – никто за человека не молился, а тут на литургии его поминают!

Сегодня мы пришли совершать Божественную литургию. Она начинается не тогда, когда хор начинает петь, а на Проскомидии, когда читают Часы и в алтаре священник, приготавливая для освящения хлеб и вино, поминает усопших и живых. И сегодня, как только я начал это делать, в храме, как по команде лукавого, начали разговаривать. Люди пришли к Богу, а служат совсем не Ему. А ведь молитвенный настрой и молитва имеют громадное значение!

Бывает, наши умершие близкие являются к нам в снах и просят о чем-то – во что одеться или что поесть, был случай, когда ребенок попросил у мамы во сне шоколадку. Но всё это образы, ведь ни еда, ни одежда им уже не нужны, им нужны наша забота, помощь, наши молитвы!

А начинать нужно с того, чтобы приводить в порядок свою душу, тогда и молитва наша будет весомой перед Богом. Надо вникать в Евангелие, стараться жить по-Божьи, делать добрые дела. Важны и наши малые приношения в храм, и помощь ближним вне храма. Часто люди сетуют на нехватку денег, но мы говорим не только о благотворительности. Можно помочь делами, поддержать добрым словом и молитвой. Молитва – не просто слова, часто она спасает жизнь другим людям, это известно из опыта церковной жизни.

Иисус Христос Своим словом исцелял и воскрешал людей! Конечно, такой силы у нас нет, но словом мы можем утешить, укрепить человека, поднять на ноги больного, а можем убить. В Послании к Ефесянам читаем: никакое гнилое слово да не исходит из уст ваших (Еф.4:29). Потому что это то реальное зло, которое мы несем в этот мир и в том числе самим себе.

Нужно помнить, что пройдя свой земной путь, мы предстанем перед Богом. И если мы в жизни стремились Его волю исполнять, нам нечего бояться, ведь Бог – любящий. Если же мы сделали другой выбор, Он и его примет. Страшный Суд – суд честный. Хороший врач будет лечить даже самого безнадежного больного, но иногда бывает поздно это делать. Но пока мы живы – наши души лечить от греха еще не поздно! Надо начинать это делать и помнить при этом о других, а помогая другим, мы будем исцелять и самих себя.

Вспоминаю женщину, умершую более тридцати лет назад, которая очень всем докучала: она носила длинные помянники, просила всех поминать и молиться за упокой своих близких. А когда она умирала, ее изможденное болезненное лицо вдруг просветлело и преобразилось: «Ой! И Марья Ивановна тут, и Николай Иванович, и другие тут!» – воскликнула она и умерла. Её пришли встречать те люди, за которых она молилась. Это было то доброе дело, которое и ей самой принесло пользу. Поэтому будем серьезно относиться к молитве, помня, что она нужна и другим, и нам самим! Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние