В Прощеное воскресенье.

Время Великого поста – это время подготовки к Пасхе, ко встрече со Христом. Понятно, что мы со Христом встречаемся каждый день, когда произносим молитвы, приходим в храм, а особенно, когда причащаемся – это и есть главная встреча, которую нам Церковь дает возможность осуществлять, потому что через Причастие мы становимся не просто ближе к Богу, а соединяемся с Ним.

Эти слова, говорящие о многом и означающие серьезнейшие вещи, к сожалению, часто перестают быть ценными для нас. Через Причастие мы совершаем обожение. Бог дает нам возможность становиться святыми, а мы настолько порой перестаем это чувствовать, что нам нужны специальные периоды для покаяния, осмысления, позволяющие оторваться от повседневности.

Первая неделя Великого поста – особая неделя, когда мы читаем покаянный канон святого Андрея Критского, первые дни нет Божественной литургии, того самого взаимного проникновения нас в Бога и Бога в нас, и это время необходимо для того, чтобы задуматься и попытаться стать чуть-чуть ближе к Богу. Именно ближе, потому что, когда мы говорим «стать лучше», это, в общем-то, ни о чем. Что значит «лучше»? Это объяснить сложно, а стать ближе к Богу – это более понятно, потому что, чем сильнее человек приближается к Богу, тем ближе он становится всем остальным. И через него близкие люди видят это может слабое, но сияние Бога и тоже начинают меняться.

Можно многое говорить и учить всех вокруг, как нужно жить, даже заставлять быть христианами, но ничего не получится. Потому что христианство нельзя привить насильственно, его можно только явить. Является оно через жития святых и людей, которые пытаются им подражать.

Главное здесь – смирение и умение прощать, потому что две из самых углублённых в наших душах страстей, которые паразитирует в нас – это страсти тщеславия и гордыни. И то, и другое, если оно не извращено, является отражением свободного существования человека, ведь не имея свободы, не проявляя свою волю, человек не может стать святым. А гордыня и тщеславие в искаженном состоянии – это наша свобода, проявленная вне Бога. «Я сказал», «так должно быть», вместо «Господи, позволь мне стать инструментиком в Твоих руках, открой Свою волю». Когда человек начинает это понимать, потихоньку через него Бог начинает действовать, то есть, уже не он делает, а Бог это делает через него.

Начинается это с простых вещей – желания увидеть в другом человеке всё самое доброе и понять: то недоброе, что через него приходит, является инструментом в руках Божиих и нужно для того, чтобы показать тебе твои же грехи.

Очень часто мы видим в других людях то, что есть в нас самих и обижаемся именно на это. Ведь, если в нас чего-то нет, мы попросту это не заметим: как выразить то, о чем ты сам представления не имеешь?

Поэтому, в первую очередь, путь к Богу начинается с покаяния. Если нет покаяния, прощения и примирения, то нет и Бога в душе, каким бы хорошим ты ни был и насколько лучше бы не становился. Если ты стремишься стать лучше из гордыни и тщеславия, чтобы все вокруг хорошо о тебе думали, то это мысли не от Бога, а от лукаваго. Не должно быть важно, что думают другие, важно исполнять волю Божью, говоря: «Господи, благослови!»

Сегодня день, когда мы имеем возможность стереть всё то, что было написано на доске нашей души и в душах других людей за минувший год и начать Великий пост сначала – совершить прощение себя и других.

Многие говорят: «Как у вас в Церкви всё натянуто, как всё формально! Пошли, прощения друг у друга попросили, а потом вышли из храма и снова начали друг друга «есть», злословить…» Проблема-то не в Церкви, а в нас самих, в том, что мы начинаем опять в первую очередь смотреть на других, видеть их грехи, а не свои. Поэтому важно, попросив друг у друга прощения, больше к этим обидам и ссорам не возвращаться!

Автор: протоиерей Александр Союзов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние