Свете тихий

 

 

Свете тихий

Беседа 1.

— Добрый вечер, дорогие радиослушатели! Рады приветствовать вас на волнах радио «Подмосковье». В прошлый понедельник начался Великий Пост, установленный Церковью в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне, который Он совершал перед тем, как выйти на проповедь. Это самый долгий и строгий из четырех постов. В его продолжении не едят мясную и молочную пищу, а рыба разрешается лишь на Благовещение и Вербное воскресенье. Это обстоятельство иногда вызывает у христиан непонимание или даже уныние. Среди вопросов, которые часто приходится отвечать священнику, есть и такой: как правильно соблюдать пост, если мы не можем делать это по уставу? Действительно, многие люди не могут полностью соблюсти предписание Типикона или по болезни, или из-за напряженного графика работы, или потому что в школьной столовой или больнице не дают постную пищу. Что же делать? Во-первых, постарайтесь всей семьей определить порядок питания для детей и взрослых на время поста и попросите священника благословить это решение. Во-вторых, попробуйте ограничить себя во вредных привычках: курении, просмотре телевизора, излишнем сидении у компьютера. В-третьих, старайтесь чаще уходить от суеты и посещать великопостные богослужения. Они дают душе правильный молитвенный настрой. Так сказать, собирают нас. И наконец, не забывайте о том, что настоящий пост заключается не столько в соблюдении пищевых ограничений, сколько в покаянии, прощении других, милости, воздержании на язык и слух, отложении гордости, и уныния. Если соблюдать пост таким образом, то и пасхальная радость коснется наших сердец. Одна из стихир преподобного Феодора Студита гласит: «Постное время светло начнем, да сподобимся вси видети всечестную страсть Христа Бога и Святую Пасху». Великий Пост – это всегда попытка проснуться, посмотреть внутрь себя. Вспомнить о своем небесном отечестве. Надеемся, что беседа о десяти заповедях, которую мы предлагаем вашему вниманию, поможет вам в этом спасительном деле. Моим собеседником стал настоятель Скорбященского храма г. Клина протоиерей Борис Балашов.

Батюшка, когда, кому и при каких обстоятельствах были даны 10 заповедей? Можно их как-то сгруппировать по смыслу?

о.ББ: На вопрос, когда – можно ответить конкретно, хотя хронология немножечко разнится, по одной хронологии это будет 15 веков до Рождества Христова, по другой – 12-ть, но это ничего не меняет. Это происходило тогда, когда израильский народ, избранный Богом для особого служения, был выведен из Египта. Но они жили в среде, когда кругом были язычники. И не язычники были плохие. Они были люди, все есть люди, но их религия была ложной. А чем это опасно? Если неправильный ориентир, то неправильно человек и идет. Если неправильный маяк, то соответственно неправильно плывет теплоход. И языческие религии – это искаженная древняя религия в Истинного Бога привело к тому, что и нравственные критерии, и взаимоотношения между людьми стали ужасными, стали хуже, чем с животными. Люди оказались живущими как бы в джунглях. И вот этот народ был избран для того, чтобы он жил по-Божьи. По крайней мере в той мере, в какой они могли тогда сделать. И Бог дает заповеди на Синае, дает заповеди при посредстве Моисея – духовного вождя еврейского народа. Но вот дальше ответить на вопрос: кому даны заповеди? Нельзя однозначно. Во-первых, они были даны еврейскому народу, как избранному для особого служения. Во-вторых, через Моисея, еврейский народ, они всем даны были. Хотя конечно понимать мы будем не совсем одинаково их. Почему не совсем одинаково? Потому что заповеди давал Сын Божий – Тот, Который станет Человеком. И Который в Евангельской вести откроет глубинный смысл этих заповедей. Такой, который тогда евреи понять еще не могли.

— В любом случае мы эти заповеди можем и должны применять к самим себе.

оББ: Дело не в том, можем или не можем, а дело в том, что у нас нет другого выхода, если мы хотим жить здесь и счастливо, и мирно, и жить вечно. Другого варианта просто нет.

— Батюшка, давайте теперь перейдем непосредственно к 10 заповедям. Первая из которых гласит:  Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.

оББ: Ну Вы сейчас прочитали заповедь так, как она звучала для Израильтян тогда 3,5 тысячелетия назад. Хотя мы в земле Египетской буквально не были, но для нас это тоже важно. Потому что земля Египетская для нас хотя это мир греха, потому что наш мир искажен грехом. И мы в нем живем. И часто живем его законами, его правилами и тогда наша жизнь тоже становится изуродованной. Так вот, христианин – это человек, который выходит из этого мира греха. Так же вы хотите веселиться чтобы жить, но жить с большой буквы, а не существовать. И вот тогда евреев кругом окружали язычники и было множество разных идолов в храмах ложных богов. А Истинный Бог сказал им, что Бог-то один – это Я и никто и ничто не должно у вас Мое место занять, потому что тогда у нас не сможет быть настоящих отношений, живой связи, союза любви и доверия. Так же и сейчас. Почему это так? У нормальной семьи у ребенка есть мама и, конечно, как бы ни были хороши другие близкие, никто маму заменить не может, а тем более чужая женщина. Она может быть очень хорошей, но заменить родную мать она никогда не сможет. Потому что есть просто мать, а есть моя мать. Также и Бог говорит, Я не просто Всемогущий, Я – ваш Бог. Как это называется на русском и славянском языке Господь, – наш Бог. Он у нас один и никто в нашем сердце, в нашей жизни это место занять не может.

— Вторая заповедь говорит: Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли; не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой

Вот что здесь подразумевается под словом «кумир», что такое кумир?

оББ: Начнем от противного. Наши русские протестанты нас православных часто упрекают: «Вот вы – идолопоклонники, у вас есть кумиры – это иконы». Я им говорю: «Ну давайте в храм-то зайдем и посмотрим, где тут мы можем увидеть изображение Зевса, Венеры, Аполлона, – их нет». Значит кумир – это ложный бог и на самом деле не обязательны изображения. Потому что возможны изображения как в монометрическом мире кумиров, так и сейчас. И у нас сейчас тоже есть языческие религии, в том числе и в Москве. Это кришнаиты, у них же есть изображение именно ложного бога Кришны, которого они называют своим богом и называют его «господь», и это тот бог, которому они служат. Но дело все в том, что Бог-то один, а вот выдавать себя за Бога могут очень многие. И мы обоготворять тоже можем очень многое. Причем, если мы посмотрим на нашу жизнь сейчас. Уже всем известно, что кумиры есть артисты, певцы, футболисты, спортсмены – это если мы говорим  о людях. Но ведь кумиром может быть не только человек. То что мы можем видеть портреты артистов и о поклонении им – это уже общеизвестно. Но ведь кумиром может стать автомобиль, компьютер, вплоть до мобильного телефона.

— То есть любое пристрастие.

оББ: То, что мы ставим на место Бога, любая вещь должна нам служить. А вот если мы начинаем чему-то служить, если мы начинаем ради чего-то жить – эта вещь становится кумиром.

— А давайте теперь перейдем к третьей заповеди, которая гласит: Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно.

О каком напрасном произнесении имени Божия идет речь?

оББ: Дело все в том, что Бог для христианина является святыней. На другом уровне святыни идут, конечно, это наша семья, наши близкие, это другой просто уровень. Но это тоже свято для нас, святы эти люди для нас, они очень ценны для нас потому что они особое служение имеют для нас и они нужны нам. И поэтому когда даже с людьми мы же с ними разговариваем, мы же не будем просто: «Иван Иванович, Иван Иванович!» – Он спросит: «Что тебе?» – «Ничего». – «А зачем ты меня тогда зовешь?» – «А я не зову, я просто говорю». – «Но ты говори тогда про себя, зачем ты ко мне обращаешься?» Если ребенок будет кричать: «Мама, мама!» Она подойдет и спросит: «Что тебе нужно?» – «А ничего». – «А что ты кричишь тогда? Зачем ты меня зовешь?» – «А я не зову». Вот также и здесь. Если мы говорим: «Господи». Ну, во-первых, это звательный падеж  по-славянски.

— То есть мы призываем.

оББ: Мы призываем, даже если по-русски скажем: «Господь». «Боже» или «Бог» – все равно мы Его зовем. Хорошо, Он к нам обращается и как бы спрашивает: «Что? Я слушаю». – «А ничего». – «А чего ты тогда в игрушки со Мной играешь». Так не серьезно. Человеку это не понравится. Нет, я не могу сказать, что Богу это не понравится, но это страсть. Просто когда мы ведем себя по отношению к Богу некорректно, непорядочно, неблагоговейно, мы от Него отодвигаемся на неопределенную дистанцию. Мы остаемся одни. Бог от нас не отходит, мы от Него отходим. Так вот для того, чтобы мы шли с Ним по жизни, Господь нам и дает как бы те правила, которые помогают нам жить, жить вместе с Ним, и жить так, чтобы жизнь уродливой не была.

— Батюшка, следующая четвертая заповедь на первый взгляд не очень нас касается. Иногда, когда мы ее читаем, мы можем подумать, что это относится к древнему Израилю, к еврейскому народу, но не к нам. И тем не менее, она к нам относится. Я ее сейчас произнесу, а Вы постарайтесь ее прокомментировать: Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай [в них] всякие дела твои, а день седьмой – суббота Господу, Богу твоему.

оББ: Ну это заповедь вполне христианская, потому что мы же берем не букву, суббота – день посвященный Богу, иначе можно сказать: время, посвященное Богу. Если мы обращаемся к Евангелию, то мы видим, что Христос особо относился к таким дням. И в такие дни шел часто в синагогу, где собирались евреи, проповедовал там, учил, исцелял, вразумлял, наставлял и вообще говорил, что в дни праздничные надо делать добро. Конечно, эта заповедь, во-первых, говорила как древним израильтянам, так и нам, что человек не робот и не рабочая скотина, которая только выполняет работу. Да работа нужна, да труд нужен, но труд нужен для чего-то, он не самоцель. А цель – это преображение человека, освящение человека, построение такой жизни, которое привело к бессмертию вот это цель. Поэтому конечно и тогда, и сейчас, человеку нужно находить время для того, чтобы отойти от обычных работ и забот, от обычного повседневного труда и уделить время Богу. В каком смысле? Ну, во-первых, и чтение Священного Писания, и размышление над ним, и молитва, конечно, и богослужение. Христиане стараются же в воскресные, праздничные дни в храм сходить, другие какие-то события, связанные с их духовной жизнью, но это касается не только времени богослужения, это касается и каждого дня. Чтоб и каждый день найти время побыть с Богом, освятиться общением с Ним, укрепиться этим общением, и словом Божиим, и молитвой, и исполнять дела, угодные Богу. Относительно праздников. Конечно, важно побыть в храме, поисповедоваться, причаститься и вообще окунуться в мир молитвы, но надо помнить еще что. В России еще в середине XIX в. в некоторых деревнях сохранялся такой очень-очень старый обычай, когда крестьяне одевались в праздничную одежду, шли в храм, молились, потом приходили домой, снимали праздничную одежду, одевали рабочую одежду и шли работать, только не на своих полях, а на полях у вдов, бедных людей, у инвалидов разных. То есть они буквально поняли, что в субботы должно делать добро. Праздничный день в первую очередь именно для служения Богу, но праздник – это не обязательно человек должен не работать в этот день, потому что праздник для христиан это очень широкое понятие, это не только великие праздники, воскресные дни, но это дни и поминовения усопших, это будет конечно же и посты, потому что это время, которое мы отдаем Богу. Что значит праздник? Праздный от обычных рабочих дел день для того, чтобы посвятить на самое главное, на самое важное, даже допустим Великий Пост. Так люди работают, но они находят время побывать в храме, оторваться от той работы, которую они совершают, чтобы окунуться в мир своей души, чтобы душа глотнула живого, родного, духовного воздуха.

— Вспомнить о своем небесном происхождении, что мы образ и подобие Божие. Мы не просто пресмыкаемся на земле, а мы призваны к жизни вечной.

оББ: Конечно, она должна начаться не после смерти, а здесь. «Сия есть жизнь вечная Единого Истинного Бога и посланного Тобою Иисуса Христа».

 

 

 

 

Свете тихий 2

Беседа 2.

Свящ. Александр Сухарев: Добрый вечер дорогие радиослушатели, мы рады приветствовать вас на волнах радио «Подмосковья». В дни Великого поста священникам часто приходится отвечать на вопросы о всевозможных ограничениях, что можно есть, а чего нельзя. Допустимо ли смотреть телевизор? как отмечать день рождения, если не все гости соблюдают пост и т.д.? Для того, чтобы ответить на эти вопросы, прежде всего нам нужно понять, какова цель поста? Какие возможности он открывает перед нами? Когда будет сделано это главное, совсем не трудно определиться с тем, как и в чем себя ограничивать. Мир всеми своими земными способами передачи говорит нам: будьте счастливы, живите беззаботно, идите широким путем. Христос в Евангелии говорит нам: идите узким путем, путем борьбы и страдания, потому что это единственный путь к настоящему счастью. И вот для того, чтобы решится на этот выбор, раскаяться и вернутся к светлому и радостному обещанию, которая Церковь дает нам в день Пасхи, и нужен пост. Как пишет о. Александр Шмеман: «Пост – это рука помощи, протянутая нам Церковью, школа покаяния, которая одна может приготовить нас к тому, чтобы встретить Пасху не только как разрешение есть, пить и отдыхать, но как действительный конец ветхого в нас, как вступление в новую жизнь». Этими пожеланиями мы и начинаем нашу сегодняшнюю передачу. (Далее посещение храмов Моск. Епархии и речь Митр. Ювеналия… Выставка книг в Люберецком округе…)

Более 6 тысяч лет назад Бог через посредство пророка Моисея дал избранному Им народу 10 заповедей – Закон, раскрывающий союз человека с Богом. Десятословие, как еще называют 10 заповедей, условно разделено на две части: первые четыре заповеди говорят об отношении человека к Богу, а остальные шесть – к другим людям. В нашей прошлой передаче мы говорили о первых четырех заповедях. Сегодня речь пойдет о том, какими должны быть наши отношения друг к другу. Мой собеседник – настоятель Скорбященского храма г. Клина протоиерей Борис Балашов.

— Батюшка, пятая заповедь говорит нам о почитании отца и матери. Вот как она звучит: Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе. Никто не спорит, что нужно почитать отца и мать, но далеко не у всех это получается. Почему так происходит?

оББ: Ну знаете, причина достаточно простая: очень трудно любить и очень трудно быть любящим. А Бог есть Любовь и вот эти десять заповедей, о которых мы сейчас с вами говорим, это заповеди о любви. О том чтобы человек не перестал быть тем, кем он замыслен Богом. Хотя и в грешном состоянии, но все-таки образом Божиим. А говоря о Боге мы говорим не только о том, что Бог Премудрость, Бог Сила, Бог есть Любовь. И христианам это открыто. И когда человек теряет вот это свое важнейшее качество, то происходит то, что он перестает уподобляться Богу. Вот заметь четыре заповеди говорят об отношении к Богу, а шесть – об отношениях к людям. И мы заметим удивительную вещь, на первом месте стоит: не убийство, не прелюбодеяние, или кража, а почитай отца и мать. Порядок заповедей ведь тоже говорит нам об их значении. А почему? Жизнь сотворил Бог, потому что Он Сам есть Жизнь. Я имею в виду жизнь на Земле. Человеческую жизнь, которая включает в себя самые разные уровни жизни сотворил Бог и дал ее людям. А люди и эту жизнь, причем на всех уровнях, они передают далее своим детям. То есть наши родители, как и наши дедушки и бабушки, как наши прадедушки и прабабушки приняли вот этот дар жизни и передают нам. Значит они, в данном случае, для нас выполняют служение передачи жизни от Бога.

— Батюшка, шестая заповедь гласит: Не убивай. Действительно, убийство – это тягчайший грех. Это понимают даже язычники. А с другой стороны это заповедь была и дана и только ли о телесном убийстве здесь имеется в виду?

оББ: Дает жизнь Бог, это Его дар, Он ее и забирает. Да, действительно, бывают ситуации, в которых убийство не является грехом, но является вынужденной защитой людей, и не только на войне, и в мирной ситуации, потому что есть же и бандиты, есть и хулиганы. И потом еще к вынужденным убийствам может относится то, что требуется по Уголовному Законодательству, потому что, когда князь Владимир принял христианство, он решил всех убийц и преступников отпустить и не казнить. Первыми воспрепятствовали православные епископы. Эта мера оправдана в какой-то ситуации, также как и война. Но тем не менее, когда наши русские воины в старое дореволюционное время шли на битву, они прежде всего исповедовались и причастились, сходили в баньку помылись, одели чистое белье, идя защищать своих близких, свою Родину. Они понимали, что и они могут убить, и сами могут быть убиты, и шли на это помолясь, понимая, что это вынужденная мера. Но шли это как на служение, чтобы собою защитить других. Убийство может быть и физическое, и духовное. И вот еще говоря о телесном убийстве, понятно, что оно может быть разное, это может быть и ДТП, это может быть грабеж, это может быть неосторожность, не всегда это грех. Даже до этого что-то случилось на работе, нам надо тоже смотреть, ты же отвечаешь за людей, которые с тобой работают, значит ты все-таки где-то безответственно отнесся, поставил их в ситуацию, когда они подвергались опасности. Вот есть еще очень трагичная вещь. Когда мы обращаемся к Евангелию от Луки, мы слышим Благовещение, когда Ангел возвестил Деве Марии, что Она станет Матерью Божиего Сына, и когда Она сказала свое «да»: Се раба Господня. Тогда под Ее сердцем забилась новая жизнь. Жизнь воплощенного Бога. Бога ставшего Человеком. Может через несколько дней после этого события Она побежала к Своей родственнице Елизавете, произошли удивительные вещи. Ну что там в Деве Марии – Иисус Христос, ну несколько дней. Сейчас бы сказали врачи наши: зародыш, не более того. Однако, во-первых, во чреве Елизаветы, Иоанн – шестимесячный неродившийся ребенок, радостно взыграл, он почувствовал, что к Нему пришел Бог. Например, мать – это та, которая имеет ребенка, значит Евангелие совершенно конкретно оценивает Иисуса Христа не как зародыш, не как плод, а как человеческую личность. В данном случае Богочеловеческую личность. Значит это ребенок, которому всего несколько дней, его жизнь настолько ценна, как и родившийся ребенок, как и человек среднего возраста, разницы нет. Вот эта вещь у нас забыта. И это очень трагично, что убиваются люди, которые перед Богом-то люди живые. Более того, ведь человеческая жизнь начинается не тогда, когда раздался первый крик ребенка, а тогда, когда началась эта жизнь. Убийство может быть разное. Можно убить человека, лишив его каких-то средств жизни, расстроить его отношения с близкими людьми, поставить в тяжелую ситуацию, он может не выдержать, вообще кончить жизнь самоубийством. И это будет не только его вина, это будет наша вина, что мы его до этого довели. И вообще самоубийство, нам кажется ну кому какое дело, не хочет человек жить, пусть уходит. Почему это страшный грех? Почему это даже страшнее просто убийства? Грех – это болезнь, если человек совершил убийство, злостное убийство, это конечно ужасно, но все-таки можно этот грех лечить.

— Причем он может еще покаяться.

оББ: Он может покаяться, может стать другим человеком. Вспомним разбойника на кресте, он ведь тоже был отнюдь не добродетельный человек, бандит же был, правда? Однако покаялся, стал другим и доказал это теми несколькими моментами, часами, когда превозмогая боль висел на кресте, но уже другим. И поэтому всегда Церковь обращалась со словом покаяния к преступникам, и кто-то же слышал. Кто-то же рвал духовно. А когда человек совершает самоубийство, во-первых, он совершает просто убийство, лишает себя как человеческую личность Богом данную жизнь, второе, он лишает себя возможности покаяния.

— Окончание беседы с протоиереем Борисом Балашовым вы сможете услышать через две недели в первую пятницу апреля.

 

 

 

 

Свете тихий 3

Передача 3.

Свящ. Александр Сухарев: Добрый вечер дорогие радиослушатели, мы рады приветствовать вас на волнах радио «Подмосковья». Слово грех часто понимается в юридическом смысле, т.е. как нарушение заповеди, за которое должно последовать наказание. Меж тем понятие греха гораздо шире. В святоотеческой традиции, грех – это повреждение души, болезнь, в основе которой лежит горделивое отрицание Божественной любви. В прошлых передачах мы начали разговор о десяти Библейских заповедях. Сегодня речь пойдет о том, что запрещает делать Господь по отношению к другим людям, а точнее о грехах прелюбодеяния, воровства и лжи. Мой собеседник – настоятель Скорбященского храма г. Клина протоиерей Борис Балашов.

– Батюшка, следующая заповедь седьмая гласит: Не прелюбодействуй. И вот мне хотелось бы рассказать о том, как в одной школе мне довелось беседовать с детьми о десяти заповедях и все согласились с тем, что изменять мужу или жене – это грех. Все согласились, но когда я стал спрашивать их о том, грех ли жить в так называемом гражданском браке, т.е. в сожительстве с девушкой, с парнем, которого ты любишь, к которому ты хорошо относишься не заключая брак, многие сказали, что это нормально, это естественно. Как Господь к этому относится?

оББ: Вы знаете, прежде чем как относится к этому Господь, я расскажу одну историю. Конечно, печальную. Я преподавал в школе, это было где-то побольше 20 лет назад, и я знал, сделал очень жестокий эксперимент, что один парень из старших классов с одной девушкой имеет такие отношения, которые бы мы называли супружескими. И вот я задал ему такой коварный вопрос, я знал, что у него есть мама, сестра, она была кстати с очень плохим здоровьем. Я говорю: «Ты за мать жизнь отдашь?» Он говорит: «Отдам». – «За сестру ты жизнь отдашь?» – «Отдам». – «За девушку любимую отдашь?» Он говорит: «Нет». – «Почему?» – «Потому что сегодня у меня эта, а завтра будет другая». Ну вот понимаете, значит, это не любовь, если ты … человека как средство жизни, как средство получения удовольствия, удовлетворения, то это не любовь. А когда мы говорим: Не прелюбодействуй – это гораздо шире, чем просто не предавать мужа или жену. Ну давайте все-таки если уж мы говорим на языке человеческом, вот на эти слова и посмотрим. Я конечно не филолог и конечно может неправильно выражусь терминологически, но все-таки: не пре-любо-действуй. Вот разберем это слово.

Не – отрицательная частица.

Пре – это приставка неполногласная, а в смысле пере- – переступить,

Люб – любовь.

Действуй – действие.

То есть смысл какой этой заповеди? Буквально: не совершай действие против любви. А где это может быть? Что же если мать с папочкой отказываются от ребенка и сдают его в Дом ребенка, это что, не прелюбодействие? А если родители сдают свою мать в богадельню, это что, не прелюбодействие? А если человек бросает своего друга в беде, спасая свою шкуру, это не прелюбодействие? Если человек в войну переходит на сторону врага и стреляет в своих солдат, это не прелюбодействие? Итак на всех уровнях. Это предательство любви. Еще такую закономерность в молодости видел, некоторые мои сверстники, пусть это было давно, очень рано начали такие глубокие отношения с девушками, и вот я уже был женатым, у меня были дети, а они все ходили холостяками. Они не могли жениться.

– А многие уже и не хотят.

оББ: Да хотят, им тоскливо, плохо, а вот не могут. И заповедь Не прелюбодействуй – не только беречь союз любви, но и сберечь саму возможность полюбить. Сберечь, чтобы из этого вырос прекрасный дворец из того, что дано тебе. А когда сначала наживутся по десять раз, потом женятся и говорят: ой, что-то у меня любви нет. Ну так откуда ей взяться?

– Батюшка, восьмая заповедь гласит: Не кради. Что запрещает эта заповедь? Здесь речь идет только о материальных ценностях или еще о чем-то?

оББ: Обо всем, что можно украсть. Почему? Для жизни человек должен иметь определенное имущество, квартиру, дом, обстановку, вещи, посуду, холодильник – с одной стороны, это чисто материальное, зарплату, допустим, работу, ну вот, это одна сторона. С другой стороны у него есть близкие, своя семья, родители, жена, дети, друзья. Мы же живем-то с вами не в чистом поле, мы живем с людьми. И вот даже мысли какие-то. И вот украсть у человека – это лишить его нормальных условий жизни, сделать ему катастрофу. Сделать ему ситуацию, которую он выдержать просто не сможет. Поэтому здесь может быть и клевета, любое, чтобы лишить его тех жизненных условий, включая и человеческие отношения, без которых он нормально жить не может, и вообще может сломаться, пойти вниз.

— Батюшка, а вот если мы возьмем такой случай, когда мы встречаемся очень часто, к сожалению, тут налоги большие и вот мы понимаем, что эти налоги большие, ну например, проезд в транспорте, многие люди не могут заплатить – да? Или могут заплатить, но это существенно скажется на их бюджете. Здесь возможно как-то обойти это правило?

оББ: Дело вот в чем, Вы совершенно правы, я не юрист и не могу судить о законах, почему такие или иные принимаются, но в общем-то поскольку мне приходится среди людей исповедовать, в общем я знаю, что некоторые предприниматели, если будут полностью соблюдать законы, они разорятся и останутся без работы, и они, и все кто с ними, и останутся без продукции те, кто этой продукцией пользуется. Мы это знаем. Но мы знаем и другую ситуацию, когда в советское время, чтобы человеку выжить в деревне воровали у колхоза, потому что в других местах продуктов больше не было. Все это конечно грех. Но все-таки мы можем оценить по-разному. Если человек к голоду украл ведро картошки, это просто голод и ему есть нечего…

— То есть Господь всегда смотрит на мотивы, почему ты это сделал?

оББ: И является ли это, этот грех (он все равно будет грехом, просто вопрос больший или меньший) единственным выходом для того, чтобы выжить в данной ситуации? Если да, то что же? Это одна ситуация.

А если я сэкономлю на билетике, а потом куплю себе мороженое – это другая ситуация. А вот если мне нечего кушать, и у меня в кармане одни дыры, и я бегу от контролера, я не хочу сказать, что это хорошо, но нужно.

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние