Проповедь протоиерея Бориса Балашова

«Верую, Господи! помоги моему неверию…» (Мф. 17:14–23)

Поговорим о небольшом отрывке из Евангелия от Матфея, который посвящен исцелению Иисусом Христом бесноватого отрока; об этом рассказывают и другие евангелисты.

Это событие произошло сразу после Преображения, когда Господь со Своими тремя учениками – Петром, Иаковом и Иоанном – спустился с горы Фавор. Христос застал оставшихся учеников в явном смущении, а врагов, везде следовавших за ним в стремлении в чём-то Его уличить, – в радости. Что произошло?

Один человек, чей сын был тяжело болен и бесновался, пришёл к Господу со своей бедой и, увидев перед собой Христа, сказал: Господи! помилуй сына моего; он в новолуния беснуется и тяжко страдает, ибо часто бросается в огонь и часто в воду, я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его (Мф.17:15–16).

Видимо, он слышал от людей, что этот Иисус из Назарета решает любые проблемы со здоровьем не как врач, а как целитель, и для убитого горем отца это был последний шанс, так как все другие возможности уже были испробованы. Конечно, для родителей такая болезнь ребёнка – страшная боль.

Мужчина пришёл туда, где Иисус должен был находиться, но Христа на месте не оказалось, там были только Его ученики. По благословению Своего Учителя они тоже проповедовали и исцеляли, изгоняли бесов – то есть делали то же самое, что и Сам Господь. Поэтому отцу бесноватого юноши посоветовали обратиться за помощью к ним.

Представим, что было дальше. Подойдя к ученикам, он увидел обычных рыбаков – «работяг с начальным образованием», как мы бы сейчас сказали, – явно не профессоров и не академиков. Чего же от них можно было ждать? Отец бесноватого шёл ко Христу, а увидел перед собой каких-то малограмотных мужиков – он был настолько разочарован, что своим настроением «заразил» и апостолов. Тут получилось двойное неверие: с одной стороны, отца, – в то, что ученики способны сотворить чудо, а с другой – и самих апостолов, которые усомнились в силе, данной им Христом. Почувствовав недоверие, они не смогли помочь больному. И как же это обрадовало врагов Христа, какое же вызвало злословие!

Сойдя с горы Фавор, Христос сразу «погрузился» в эту ситуацию.

Можем ли мы сказать, что этот почти отчаявшийся человек обращался ко Христу с верой? Нет, настоящей веры у него не было, хотя, конечно, в существование Бога он верил: «Ну помоги, если сможешь!..» А ведь мы помним слова Христовы: По вере вашей да будет вам (Мф.9:29). Только речь идёт не о вере в существование Бога, а о вере во Христа как Божиего Сына и в Его Евангелие, открывающее волю Божью людям.

Евангелист Марк приводит такие слова Христа, обращенные к отцу бесноватого: Если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему (Мк.9:23). Услышав их, он начал осознавать, что подлинной веры во Христа у него нет, из-за его неверия ученики не смогли помочь сыну, и тот не исцелился.

Любая просьба, обращенная к Богу, – это молитва, но без настоящего доверия Богу она не будет услышана. Поняв это, отец отрока со слезами воскликнул: Верую, Господи! помоги моему неверию (Мк.9:24). То есть теперь он взывал о помощи со смирением, понимая свою духовную немощь, и это была искренняя покаянная молитва с верой в то, что Бог сможет и захочет ему помочь. И такая молитва всегда имеет результат: Христос исцелил его сына!

Оставшись наедине со Христом, апостолы спросили: Почему мы не могли изгнать его? И услышали в ответ странные слова: По неверию вашему (Мф.17:19). Что же получается? Все они были верующими – и отец юноши, и фарисеи, и, конечно, апостолы, да и в наше время, кого ни спроси, – неверующих почти нет! Но верить в Бога и верить Богу – разные вещи.

О какой же вере говорит Христос? О вере в Него как Божиего Сына и Спасителя мира, в то, что всё подвластно Ему. Мы можем сказать, что верим Богу, когда стремимся узнать и понять Его волю, когда питаем Евангелием свою душу и Его слова в нашем сердце записаны, когда мы не «вычитываем» молитвенное правило, а искренне обращаемся к нашему Творцу!

Мы видим в этом евангельском отрывке два примера молитвы. В начале повествования безутешный отец обращался к Богу как бы автоматически, подобно тому как мы порой «вычитываем» свои молитвы утром и вечером. А после вопроса Христа о вере, когда этот человек внезапно понял, что душа его пуста, и покаялся, захотел измениться, это открыло путь к вере, позволяя Богу прийти ему на помощь.

На большинстве икон Спаситель изображен с Евангелием в руках: Господь благословляет тех, кто принимает Его Евангелие и старается исполнять его в своей жизни, ведь только по неверию мы оказываемся неспособны исполнить волю Божью о нас. Иисус Христос приводит такой пример: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас (Мф.17:20).
Горчичное зерно мало, как песчинка, но оно живое, содержит в себе зачаток будущей жизни, которая раскроется большим растением, приносящим плоды. И если мы с вами, даже имея небольшую, неокрепшую, но живую веру во Христа и Его Евангелие, будем стараться искренне молиться, мыслями устремляясь к Богу, Он нас услышит! Когда же наше общение с Богом сводится к словам: «Дай, дай, дай!» (а Сам Он нам не нужен) – такая вера не работает. Бывает, что Бог и в таких случаях помогает, как и мы нищим иногда милостыню подаём, но в этом случае живой связи между человеком и Богом не возникает.

Порой, прочитав Евангелие, люди рассудочно заявляют, что всё это, конечно, прекрасно, но – увы! – неисполнимо, что, по сути, означает: «Ты, Господи, ничего не понимаешь! Людям виднее, пожил бы, как мы…» Но ведь Бог стал Человеком, жил среди людей, учил, помогал, исцелял, а потом принёс Себя в жертву и молился за Своих распинателей! Он принял мучительную смерть на Кресте – можно ли сказать, что Он не знает, что такое боль? Причем боль не как в кабинете у зубного врача, а когда кованые гвозди с заусенцами входят в тело и каждое движение распятого бьёт по нервам.

«Ты, Господи, конечно, есть, но я Тебе не верю!» – вот что значит вышесказанное. А ведь по словам Иисуса Христа, настоящая, живая вера может сдвигать горы: Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда», и она перейдет. Удивительно?! Посмотрим на апостолов: эти «работяги» покорили весь мир. Апостол Павел был хорошо образован, а остальные – не слишком грамотные люди, через которых, тем не менее, действовала сила Христова!

В юности, в самом начале своего пути к вере, я очень много читал атеистической литературы, потому что других книг о христианстве просто не было. Там я натолкнулся на приведенный в журнале «Наука и религия» интересный факт, который, впрочем, автором статьи чудом признан не был. Император Юлиан Отступник однажды повелел епископу, если он подлинно верующий, сказать горе, чтобы она сдвинулась с места. Тот обратился к своей пастве, и по молитвам верующих гора действительно сместилась в сторону. В журнале, конечно, давалось какое-то  наукообразное объяснение.  А ведь это произошло по молитвам христиан!

Живая вера может сделать всё. Когда мы доверяем Богу, невозможное становится возможным: вспомним, как Пётр шёл по воде. Понятно, что в обычной жизни так делать невозможно, но если тебя ведёт Христос – можно! Вопрос в том, куда обращен твой взгляд – на жизненные бури, неприятности или на Господа.

Говоря о победе над дьявольскими кознями, Господь напоминает: Сей же род изгоняется только молитвою и постом (Мф.17:21), то есть молитвой, которая подкреплена особым образом жизни, потому что пост – время усиленного исполнения воли Божьей, усиленной борьбы со своими грехами, недостатками, время покаяния, исправления ошибок.

Телесный пост важен, но без поста духовного он не будет иметь для нас спасительного значения. Очень серьёзно постятся индуисты и мусульмане, подолгу оставаясь вообще без пищи, но с покаянием, доброделанием, исполнением воли Божьей их пост никак не связан. Когда мы стараемся больше времени уделять чтению Евангелия и духовной литературы, воздерживаться от развлечений и разного рода излишеств, делать добрые дела, отсекать дурные мысли и помыслы и чаще приступать к церковным таинствам, нам становится легче молиться, и связь с Богом усиливается.

Христос говорит очень важные слова, обращенные не только к апостолам, но и ко всем нам: О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? (Мф.17:17) – и это уже после Преображения, когда до Распятия остаётся совсем мало времени. Спаситель не ропщет, и не возмущается. Но вспомним, что Бог действует через Его Человеческую природу, Он воплотился в Человеческом теле, а значит, всё, что Господь делает, требует напряжения сил, подчас огромного! А у нас их порой не хватает даже на то, чтобы искренне помолиться у себя дома; помириться, извиниться перед кем-то – тоже проблема.

Когда кровоточивая коснулась края одежды Христа и исцелилась, Он сказал: Прикоснулся ко Мне некто, ибо Я почувствовал силу, исшедшую из Меня (Лк.8:46), – то есть часть своей силы Он отдал этой женщине. Ему тоже бывало больно, трудно, Он уставал, и порой настолько, что заснул как-то на корме лодки в бурю! Он трудится для нас, а мы этого не ценим. Нет, Он не обижается, но ведь мы, помогая кому-то, ждём, что человек на нашу любовь тоже ответит своей любовью. То же относится и к Богу.

Конечно, надо говорить Богу о своих нуждах, но только помнить, что Его помощь – это не наша заслуга, а проявление любви. И если мы на эту любовь не отвечаем, то очень многое теряем и остаемся одни. Потому что настоящая любовь – это любовь взаимная, поэтому она спасительна и чудотворна! Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние