Обрести свою душу (Лк. 18:35–43) В Неделю 35-ю по Пятидесятнице.

Сегодня мы слышали за богослужением хорошо известный всем отрывок из Евангелия от Луки о том, как проходя в окрестностях Иерихона, Господь исцелил слепого человека.

Да, Иисус Христос творил чудеса, и это исцеление было одним из них, но здесь привлекает внимание одна очень важная деталь. Когда этот слепой человек обращался ко Христу, люди ему запрещали: «Не беспокой Учителя, замолчи», – но, несмотря ни на что, всё повышая голос, тот громко звал Христа. И это, на самом деле, важно, потому что мы сейчас живем в таком мире, когда нам все говорят «замолчи». Какой там Бог? Зачем? И многие соблазняются. Звать громко – не в смысле «стоя посреди улицы на перекрёстке», – речь в целом идет о таком призывании, когда человеку очень сильно нужна помощь.

Так обращался ко Христу иерихонский слепой, и был услышан, несмотря на то, что все окружающие говорили ему: «Цыц, тише, замолчи!» Важный, очень важный момент! Потому что порой мы малодушествуем, нам не хватает такого сердечного душевного вопля… Значит, еще не настолько надо.

Здесь можно, конечно, перекинуть мостик к сегодняшнему празднованию Собора новомучеников и исповедников Российских. В представлении некоторых людей праздник – это безделье. Наши православные праздники другие, это время молитвы, когда мы учимся общаться с теми, кому посвящен этот день церковного календаря.

Двадцать четвертый год мы празднуем день памяти новомучеников Российских. В следующем году исполнится 25 лет – четверть века – со дня их канонизации Русской Православной Церковью. Накануне пытался найти цифру, сколько пострадавших за веру причислено на сегодняшний день к лику святых, и, к своему удивлению, такой цифры я не обнаружил.

Есть данные, что в 2000-м году Собор Православной Церкви причислил к лику святых 1097 новомучеников, среди них царственные страстотерпцы, архиереи, священнослужители и простые верующие люди, которые пошли за Христом до конца, не предав своих убеждений. Но мы понимаем, что цифра, озвученная тогда, сейчас увеличилась в десятки раз, потому что на протяжении этих лет комиссия по канонизации работает, поднимаются всё новые и новые материалы об актах мученичества. Это те самые архивные свидетельства, которые сохранились – короткие сухие слова протоколов, где в вину верующим как правило вменялось одно и то же – антисоветская, контрреволюционная деятельность. На основании ложных доносов и показаний, практически без суда и следствия, тройкой НКВД выносился приговор, который оперативно приводился в исполнение.

Почему для празднования памяти новомучеников Российских была выбрана именно эта дата? В этот день, в 1922 году, вообще без суда и следствия, был расстрелян один из виднейших иерархов Русской Православной Церкви, митрополит Киевский и Галицкий Владимир (Богоявленский). Он был видным богословом и проповедником своего времени, но, ввиду того, что в Северной столице отношения с некоторыми приближенными ко двору людьми у него не сложились, владыка с митрополичьей кафедры Санкт-Петербурга был командирован в почетную ссылку в Киев.

Детали этого преступления до сих пор раскрыты не до конца, но известно, что, когда к митрополиту Владимиру ворвались вооруженные нетрезвые люди, которые издевались, глумились над ним, и в результате убили, никто из монахов за него не заступился. Так было и со Христом. Он идет на Крест, апостолы уверяют: «Мы – за Тобой до конца пойдем…», но когда приходит час постоять за Учителя, ученики разбегаются, и у Креста будут лишь двое из них. Да, потом на них сойдет Дух Святой, каждый из них умрет как мученик, станет святым, но получается, что в тот момент, когда возникает вопрос: «А ты веришь серьезно?», – не каждый готов на него ответить.

Сейчас многие начинают, наконец, осознавать подвиг новомучеников. Как некогда и христианские мученики первых веков так и новомученики показали всему миру, который цепляется за земное, утверждая идеологию хищников «кто сильнее, тот и прав», что это не так. На сильного всегда найдется более сильный, и даже, если это очевидно не сразу, время покажет, и этим Сильным окажется Бог.

Даже, если ты на земле себе награбишь полные закрома, всё это останется здесь, а душа твоя, поскольку ты занимался не тем, пойдет совершенно в другие места.

Мученики показали и показывают нам, что правда не в том, что ты присвоил или заработал, здесь твоего нет ничего, – земля принадлежит Богу, а всё твое имущество в любой момент может исчезнуть. Единственное, что ты можешь приобрести здесь – свою душу, очистив ее от грехов, потому что пока она соединена со страстями, она не твоя. Ты со своей душой и телом – инструмент в руках лукавого, который действует через страсти, через бесов, делая тебя своим орудием. Все, что ты можешь сделать на земле – освободить свою душу от этих грехов и привязанностей. И хорошо, если человеку удается сделать это ровно и постепенно, чтобы он оказался готов сделать тот непростой выбор, который был у людей, которые изображены на иконе праздника.

А бывает так, что человек живет, живет, живет и думает «потом, потом, потом…», а ситуации, когда «потом», так и не наступает. Так человек и уходит не туда. Поэтому надо ценить время, которое Бог дает нам, благодарить Его за то, что Он нас любит, терпит, дает нам испытания, которые мы должны проходить достойно, чтобы хоть немного быть похожими на тех святых, которые сегодня молятся вместе с нами, молятся за нас, чтобы Бог дал нам хоть немного времени на покаяние, поскольку мир вокруг всё более и более сатанеет.

Будем благодарить святых новомучеников за то, что они показали не только нашей стране, но и всему миру тщетность попытки построить рай на земле, устроить свою жизнь здесь. Здесь она не устроится – потому что каждый из нас смертен, это лишь вопрос времени. А для православного человека гораздо более важен вопрос направления – куда потом пойдет человеческая душа. Аминь.

 

Автор: протоиерей Александр Союзов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние