О христианской «профпригодности»

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о мытаре и фарисее

2 Тим. 3:10-15

Дорогие братья и сестры, обратим внимание на мысль, высказанную апостолом Павлом в сегодняшнем отрывке из Второго Послания к Тимофею: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12), которая на первый взгляд звучит как проклятие православным людям.

Однако если уйти от привычного использования слова «гонение» в контексте репрессий против верующих, это во многом статус, выделяющий человека из общей массы людей.  Так, в ряде древнегреческих полисов, в том числе в Древних Афинах, было такое явление, как остракизм   — изгнание гражданина, который мыслил иначе, чем общество из государства посредством голосования. За это пострадал, например, Сократ, поскольку его философия и система ценностей во многом отличались от общепринятой.

Дело в том, что у человека практически нет таких периодов, когда он живет полностью спокойно, как по инструкции. Даже в наших мыслях происходит постоянная борьба. Как только в голову приходит какая-то светлая идея, тут же возникает «оптимальный» путь сопротивления: «Да что тебе, больше всех нужно? Не парься, сделаешь завтра!» И вновь атакует другая мысль: «Нет, здесь и сейчас!» И вот в этом напряжении мы постоянно должны делать свой выбор.

Чаще всего «идти против течения» очень сложно, и человеку, который не готов поступиться своими нравственными принципами и религиозными убеждениями в угоду толпе обеспечен статус «белой вороны». И тогда получается, что статус гонимого не является ущербным. Более того, осознанное восприятие этой борьбы с врагами дела Христова, необходимость отстаивать свою позицию, делают христианина сильнее и, как ни странно, счастливее.

Все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы. Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь. А ты пребывай в том, чему научен и что тебе вверено, зная, кем ты научен (2 Тим. 3:12-14), – продолжает апостол Павел. То есть верность Христу дает человеку ощущение христианской «профпригодности».

Представим себе, что правы писатели-фантасты, и человек – биоробот, клон, андроид, который живет по заданной программе. Какова стоимость любви в этой жизни? А никакая! Потому что это не более чем программный код. Какова стоимость нравственного выбора, если он не требует борьбы и нравственных мучений? Никакая!

Настоящая подлинная любовь невозможна без внутренней борьбы, потому что это плод моего осознанного выбора. Да, он основывается на том, что сказал мой Бог, да он основывается на том, что подсказывает моя совесть, и я вынужден жить в состоянии борьбы и статусе «белой вороны» и быть гонимым. Но это мой выбор, моя внутренняя борьба, в которой я себя победил! И это очень важно для того, чтобы жить полноценно и счастливо.

Этому учит нас и Христос. В нашем теле Он прожил, и нам показал, как можно жить достойно, не совершая ошибок. Собственно, об этом и говорит нам сегодня апостол Павел в строках Послания к Тимофею.

Фото: Юлия Павлюк

Источник: Клин православный 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние