Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18:11–14)

Неделя о мытаре и фарисее – первая подготовительная неделя к Великому Посту. В этот воскресный день мы слышали за богослужением одноимённый отрывок из Евангелия от Луки, который начинается словами: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лк.18:10), – и мы можем представить, как заходил в храм фарисей. Было видно, что этот человек считал себя достойным любви Божьей, и когда начал молиться, стал говорить о том, какой он молодец.

С одной стороны – да, молодец, что исполняет заповеди, записанные в законе и старается взять на себя больший аскетический подвиг. Но беда в том, что все его добродетели перекрывает гордыня, из-за которой фарисей не видит никого вокруг, осуждает людей и в данный момент – мытаря, который стоит позади него.

Нельзя сказать, что фарисей всё делает неправильно, ведь в притче не говорится, что он ушел неоправданным, но сказано, что более оправданным из церкви всё же ушел мытарь. Взять на себя аскетический подвиг – конечно же, добродетель, но, по сути, получается, что не фарисей служит Богу, а Бог должен служить ему за то, что он такой хороший. А ведь таким образом он милосердие Божие уничижает, потому что исполнение закона – это хорошо, но нужно понимать, что Бог дал этот закон для того, чтобы человек научился быть милостивым, а не ждал награды за свои труды.

В отличие от фарисея, мытарь вообще ни на что надеяться не мог. Мы знаем, что мытари – сборщики податей, которые собирали деньги на оккупационные власти, на Римскую империю, соответственно, их никто из соотечественников не любил. Ведь в какой-то момент он добровольно согласился на это служение против своего народа. Но сейчас, стоя в храме, он понимает, что, хотя все его ненавидят, есть Тот, Кто может снизойти до его грехов, поэтому он бьет себя в грудь со словами: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк. 18:13) И это смирение приближает его к Богу, потому что человек видит себя таким, какой он есть на самом деле, понимает, что ему хвалиться нечем, он может надеяться только на милосердие Божие, и эта надежда открывает ему путь к общению со Своим Творцом.

Так и мы с вами, когда делаем что-то доброе, хорошее, когда что-то у нас получается, не должны говорить: «Какой я хороший, Богу послужил…», потому что всё хорошее, что мы делаем, на самом деле в нас уже заложено изначально. Сделав благо, нужно вспомнить, что мы рабы неключимые (Лк. 17:10), – то есть, «ничего не стоящие», и просто должны были сделать то, что сделали. Вот, если б могли, а не сделали, это был бы грех. Речь здесь о том, что не мы молодцы сами по себе, а о том, что Бог дает нам силы сделать то или иное доброе дело. Поэтому нужно всегда благодарить Бога и не хвалиться, а смиряться, как смирялся мытарь.

Если мы, представляя себя хорошими, заглянем вглубь себя и начнем просматривать прошедший день, то непременно увидим, что уже утро начинается с недовольства – пробки, погода плохая, ещё эти люди мешаются, и так целый день, то одно, то другое. И, если пристальнее смотришь на себя, постепенно осознаешь, что, в общем-то, гордиться нечем, остаётся только бить себя в грудь и как мытарь повторять: Боже! будь милостив ко мне грешнику! Поэтому будем помнить, что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать (Иак. 4:6). Аминь.

Автор: священник Михаил Хайрутдинов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние