Неделя о блудном сыне

Рембрандт. Возвращение блудного сына. Фрагмент

Сегодня за богослужением мы слышали притчу о блудном сыне, которую читаем каждый год перед Великим постом, потому что она подготавливает нас к покаянию.

В этой притче младший сын требует у отца раньше времени свою долю наследства. На Востоке это нонсенс, чтобы сын до смерти отца получил наследство и стал жить отдельно, – таких людей обычно наказывали –  побивали камнями.

Вероятно, этот мальчик вырос в любви, в детстве он её ощущал, а с возрастом к ней привык. Постепенно стал проявляться эгоизм, и ему уже стало казаться, что отец обязан кормить его и удовлетворять все его желания. Поэтому он решил, что может обойтись без отца, жить самостоятельно, и ушел в дальнюю сторону, взяв свою долю наследства. Хотя это только ему так казалось, что это его доля, а на самом деле это имущество отца, которым сын только пользовался.

И что же происходит дальше? Конечно, когда у человека есть деньги, у него появляется много так называемых друзей. Завязываются отношения, жизнь «кипит», и кажется, что так будет продолжаться всегда. Но кончаются деньги, и друзья сразу куда-то исчезают, оказывается, никакой любви и не было, и молодой человек остается один.

Он голодает, нанимается пасти свиней, но даже рожков – той еды, которой кормят скотину – ему вдоволь не достаётся. Только сейчас, оказавшись в этом бедственном состоянии он понимает, что растоптал любовь своего отца, и это чувство оказывается ещё более мучительным, чем голод.

И вот он думает: «Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою (Лк. 15:18), пусть буду жить где-нибудь в хлеву, но верну отцовскую любовь, вновь обрету то единение, которое было в детстве», – а это и есть покаяние!

Мы тоже, бывает, когда согрешив, отступим от Бога или поживём в своё удовольствие, начинаем чувствовать пустоту внутри. Люди, которые имеют некоторый духовный опыт, понимают, как это бывает, поэтому боятся потерять близость с Богом, стараются сразу каяться, исповедовать грехи, причащаться.

Блудный сын в полной мере ощутил глубину падения и внутреннюю опустошенность. И вот, он встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его (Лк. 15:20). Так и любовь Божья простирается к нам: мы делаем один шажок, а Господь – десять шагов нам навстречу делает, потому что любит человека не за что-то, а просто так!

Старший сын ведёт себя совсем иначе, чем отец: видя, что брат его принёс покаяние, он не радуется, так как давно вычеркнул его из своей жизни, посчитав, что тот безнадежен, – как будто заклеймил его. Он даже братом бедолагу не называет, а обращаясь к отцу, говорит: этот сын твой. А ведь старший сын столько лет жил в доме отца, служил отцу и никогда не преступал приказания его (Лк. 15:29).

И это тоже повод задуматься для всех нас. Мы можем исполнять заповеди, можем даже радоваться, исполняя их, но любви при этом не иметь. Вот как мы зачастую молимся? Вычитываем молитвы. Как мы каемся? Исповедуем грехи свои, делая отчёт о содеянном, а ни о какой перемене речи не идёт! И в таком случае мы являемся христианами формально, потому и любви ответной от Бога не получаем. Ведь отношения с Богом строятся на взаимной любви, а не просто заключаются в исполнении заповедей, которые могут животворить, а могут убивать.

Поэтому нам надо стараться подражать блудному сыну в стремлении вернуться в Отчий дом, мы ведь тоже постоянно отпадаем от любви Божьей. Нужно помнить, что двери этого дома всегда открыты для нас и возвращаться! Господь всегда готов принять нас в свои объятия.

В Евангелии есть и другой яркий пример – Пётр и Иуда. Был ли Пётр «блудным сыном», когда отрекался от Христа? Да! Но какое покаяние он принёс и впоследствии стал первоверховным апостолом. А Иуда? Разве был он чем-то обделён? Он тоже, как и Пётр, был одним из двенадцати апостолов, и все исцеления видел, и хлебами из рук своих людей кормил, когда было умножение хлебов, – всё Господь ему дал, но он эту грань переступил, отрёкся от Христа и уже не вернулся, потому что всё делал не по любви, а как бы заодно, преследуя свои цели.

В этом, конечно, и наша беда – нас тоже шатает то в одну, то в другую сторону. Но главное, чтобы мы всегда возвращались в Отчий дом, памятовали о том, что мы христиане, и старались отношения с Богом строить, не теряя связь с Ним. Она строится через таинства церковные и наши старания, молитву. В Евангелие нужно вживаться и стараться исполнять его в своей жизни и, конечно, приносить покаяние, которое меняло бы наше состояние, и наша любовь с Богом всё более обогащалась бы. Аминь.

Автор: священник Михаил Хайрутдинов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние