На пути к Пасхе

В Неделю Крестопоклонную, Благовещение Пресвятой Богородицы.

Сегодня два очень больших праздника – Крестопоклонное воскресенье и Благовещение Пресвятой Богородицы, потому что все Недели Великого поста связаны с Пасхой, меняющей дату из года в год, а Благовещение всегда 7 апреля.

И вот сейчас перед нами две иконы. Одна из них вызывает практически у всех людей умиление, потому что на ней изображены Дева и Ангел, и это хорошо, красиво. А вторая икона – Крест Христов – вызывает у многих людей ужас. Потому что смотреть на страдания человека, естественно, страшно. Если у человека с психикой всё нормально, то сцены насилия для него не являются источником, из которого он черпает энергию. Для него любая такая сцена – это то, что затрагивает его лично, касаясь, если не тела, то души точно. Потому что мы все – единое целое, и когда мы видим страдающего, мучающегося, умирающего человека, нам тоже плохо.

Если мы ходим в храм регулярно, то мы понимаем, что такое Крест, понимаем, что такое Пасха, и воспринимаем Распятие совершенно нормально. Но когда человек далекий от веры заходит внутрь храма, видит Крест с Распятым Иисусом Христом, да еще череп с костями внизу, у него может сложиться впечатление, что христианское учение очень мрачное, и в церковь он вообще может больше не вернуться.

Но дело в том, что без Распятия, без смерти Христа на Кресте не могло быть и Пасхи. Да, Распятие – это икона убитого Бога, убитого людьми Бога. И нужно понимать: Бог, став Человеком, показал людям, что наше тело – нетленное и бессмертное, и сам по себе, естественным способом, Богочеловек умереть не мог.

Человек был создан бессмертным, и лишь нарушение заповеди Божьей о невкушении преждевременно от Древа познания добра и зла привело к тому, что он сам впустил смерть и тление в мир. Люди стали смертными и тленными за своё непослушание, за своё несмирение, и буквально физически не смогли находиться в Раю, потому что там всё было нетленным и бессмертным.

А позже происходит великое чудо смирения человека в лице Пресвятой Богородицы. Потребовалось огромное количество времени, чтобы сменилось ни одно поколение людей, любящих Бога, служащих Богу, преданных Ему всем сердцем, чтобы появился на свет Человек, маленькая Девочка, которая совершила самое большое чудо на земле – от Неё родился и принял человеческую природу Сын Божий.

Бог бессмертен, поэтому даже вочеловечившись, Он не принял тление, не принял греха. Но показать эту потенциальную способность человеческой природы к вечной жизни Он мог только одним способом – добровольно пойдя на смерть. Ему было очень страшно и очень больно, об этом свидетельствует молитва в Гефсиманском саду незадолго до ареста: «Господи, да минует меня чаша сия, но, впрочем, не как я хочу, но как Ты».

Мы понимаем, что Иисусу Христу ничего не стоило себя спасти. Вспомним, что делает Христос при Его аресте в Гефсиманском саду, когда Петр, вынув нож из ножен, ударяет раба архиереева и отрубает тому ухо? Христос исцеляет ухо рабу и говорит: «Убери свой меч в ножны. Всякий взявшийся за меч от меча и погибнет». И после этого Он соглашается добровольно идти на мучительную страшную смерть и претерпеть муки ради спасения людей.

«Господи, не как я хочу, но как Ты», – по сути, те же слова, какими и Божья Матерь выразила перед архангелом Гавриилом свое согласие исполнить волю Божью, хотя и Ей тоже было страшно. 13–14-летнюю Девочку ждала неопределенность и поношение со всех сторон. Даже Иосиф, будучи праведным человеком, который знал, что Пресвятая Богородица – не простая девочка, а Богом данный ребенок, воспитанный в храме, усомнился в Её невинности и хотел отпустить. И только внушение ангела остановило Иосифа и побудило принять решение оберегать и хранить Пресвятую Богородицу.

Итак, перед нами две совершенно разные истории. Одна история такая благостная, другая – жуткая и ужасная. Но, соединяясь воедино, они дают христианам возможность буквально через несколько недель праздновать Пасху. Только смиренное согласие юной Девы Марии стать Матерью Бога и добровольное согласие Сына Божьего на Крестную смерть, претерпевание всех страстей даёт возможность нам увидеть, что соединенная с Богом человеческая плоть бессмертна, и ей уготовано воскресение.

Прозвучавшие сегодня за богослужением слова евангельского чтения о том, что многие из стоящих здесь увидят Царствие Божие и не вкусят смерти, тоже многих смущают, ведь мы все понимаем, что рано или поздно умрём.

Но дело в том, что если человек встретился со Христом, если его душа принадлежит Богу, то смерть для него – не конец, а лишь переход в жизнь вечную. И всё это мы можем почувствовать благодаря иконам, которые дают нам возможность прикоснуться к празднику Благовещения Пресвятой Богородицы и воспоминанию Крестного Страдания Господа Иисуса Христа. Аминь.

Автор: протоиерей Александр Союзов

Фото: Лариса Парикова

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние