В Неделю 6-ю по Пасхе.

Проповедь священника Михаила Хайрутдинова

Мы сегодня читали отрывок из Евангелия от Иоанна о том, как Господь исцелил слепого – человека, у которого от рождения не было глаз.

Ученики Его спросили у Него: Равви́! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым? (Ин. 9:2). Вопрос этот возник потому, что у иудеев существовало поверье: человек страдает из-за того, что он грешен. Мы, христиане, знаем, что помимо личных грехов есть первородное повреждение человеческой природы грехом, из-за которого человек стал подвержен страданию, болезням и смерти. Но понимаем ещё и то, что без этого страдания нам не спастись. Потому что, когда у человека всё хорошо, он думает, что так будет всегда и ему Бог не нужен.

Иисус Христос ответил: Не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии (Ин. 9:3). И все становятся свидетелями великого чуда: из земли Господь творит слепому глаза. Произошло примерно то же, что при сотворении мира, когда Бог использовал землю как материал для создания всех живых существ и человека. Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому, и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим (Ин. 9:6).

Представим себе: человек никогда ничего не видел, и тут перед ним открылся весь мир! Но главное даже не в этом, а в том, что он духовно прозрел. Ведь в Евангелии не сказано, что, прозрев, он стал с удивлением рассматривать всё вокруг, но мы читаем о его противостоянии ненавистникам Христовым, которые пытались Господа опорочить в глазах людей. После такого чуда, прозрев телесно и духовно, этот человек не боялся ничего и в простоте своей говорил всем, что Христос – Пророк: Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего (Ин. 9:33). Вроде бы элементарные вещи понятные каждому, а ему пытались доказать обратное, указывая на то, что Иисус не соблюдает субботу…

Все мы знаем десять заповедей и стараемся их соблюдать, но при этом всё равно оступаемся, постоянно ходим, как слепые, из угла в угол и тыкаемся носом в стены. Ведь что такое заповеди для нас? Это свет! И когда мы перестаем их исполнять, то как будто закрываем глаза и становимся слепыми. Но что там заповеди ветхозаветные?! Они необходимы для того, чтобы человек человеком стал, а Господь нас призывает к большему: стать подобными Ему – богами по благодати. Мы призваны стать выше десяти заповедей, данных Богом Моисею, а ведь даже их ещё не начали соблюдать!

Поэтому не надо думать, что фарисеи – злодеи, которые упёрлись в закон и не хотят ничего видеть вокруг себя. Мы поступаем так же, когда грешим, и в этом становимся с ними заодно. Когда грешим, мы предаём Того, Кто нас любит, в то время как, по сути, должны стать руками, глазами, телом Христа в этом мире, что в Причастии и происходит. Но это нужно доказать всей своей жизнью!

Вот прозрел слепой, стал вглядываться в Христа, стал познавать Бога, Его рассматривать – не мир, не творение, а Самого Творца. А мы до сих пор не делаем этого. У нас всё для этого есть: нам даны заповеди и Евангелие, предание, святоотеческое наследие, но кто стремится к этому? Даже покаяние мы не можем принести по-настоящему, только отчитываемся на исповеди о проделанных грехах.

Что значит покаяние? Это когда ты один раз покаялся и впредь можешь только оступаться, но не закостеневать в грехе. А мы закостенели в своих страстях и живём в них, и каждый раз о них говорим, но всё время к ним возвращаемся, и, в общем-то, не сильно стараемся их победить. В этом наша беда. Поэтому мы, пока ещё не очень «прозревшие», смотрим вокруг полуслепым взглядом, а нужно вглядываться в Христа, познавать Его и, познавая, учиться помогать ближним и относиться к людям так, как будто это твои близкие. Тогда у нас начнут открываться духовные очи.

Евангельское чудо исцеления говорит нам о том, какие мы ещё с вами слепые и как мы должны потрудиться, чтобы прозреть. Не надо бояться напастей дьявольских, которые и от фарисеев исходили, нужно идти тем путем, который Господь заповедал: брать свой крест и следовать за Христом. Аминь.

Источник: Клин православный

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние