Бог вынужден был изгнать из Рая первых людей, это событие, именуемое Адамовым изгнанием, мы вспоминали в минувшее воскресенье.
Но что такое изгнание? Первые люди, общаясь с Богом напрямую, жили в полном доверии к своему Создателю. Всё, что им нужно было сделать – соблюсти данную Богом заповедь и не вкушать прежде времени плодов от Древа познания добра и зла. Поэтому, когда они ослушались, решив достичь заветной цели и стать подобными Богу по благодати, не будучи к этому готовы, эти отношения доверия нарушились. Дьявол обманул Еву, сказав, что они станут как боги, знающие, что такое добро и зло, смогут сами управлять своей жизнью. Поверив лукавому, люди приобщились злу и отпали от Бога.
Если раньше Адам и Ева жили перед Лицом Бога, не боялись общения с Ним, понимали суть вещей и телесно были подобны Воскресшему Христу (Господь до Вознесения имел иную природу – проходил сквозь стены, мог принимать пищу или вообще обходиться без неё), то теперь, когда они нарушили заповедь, помрачились их ум и сознание, и они получили кожаные ризы (см. Быт.3:21) – ограничения телесной природы. Человек стал подвержен влиянию всего внешнего мира, болезням, страданию, смерти, стал несчастным и, главное, утратил связь с Богом.
И какими были первые действия человека? Он стал прятаться! Раньше для него было естественно с Богом общаться напрямую, а теперь он стал бояться Его, оправдываться, выкручиваться. Естественно, в таком состоянии он не мог находиться в Раю. Поэтому он вынужден был из Рая выйти и оказался в той среде, где мог жить.
Мы все с тех пор внутренне подобны Адаму и Еве и даже не представляем, как велика наша утрата. Мы пытаемся вернуться к Богу, но очень сложно, практически невозможно обрести такую близость и доверие к Нему, как у первых людей до грехопадения. А потому, понимая свою никчемность, мы приносим покаяние.
Пост – время покаяния, он требует от нас, чтобы мы старались хоть чуть-чуть вернуться в то состояние общения с Богом, которое было у людей изначально, когда они не боялись Бога, а тянулись к Нему. Этот процесс требует много труда, и мы начинаем его с примирения с ближними.
Бог есть любовь (1Ин.4:16), и если люди враждуют, общение с Богом для них становится невозможным, ведь человек, который затаил обиду, не может не бояться Бога. Он будет соперничать с Богом, и это его нежелание соблюдать заповедь о необходимости прощения – не что иное, как гордыня.
Поэтому, примирившись с ближними, будем просить Господа простить наше постоянное богоборчество, ведь каждый раз, совершая грехи, преступая заповеди, мы спорим с Богом. Будем стараться соблюдать заповеди не только по необходимости, но по велению сердца. Будем просить прощения и у Божьей Матери, которая стоя у Креста, понимала, какой ценой искупается человечество. Мы-то думаем, что это было давно, мы к этому не причастны, но каждый раз, совершая грехи, продолжаем с Богом спорить и распинаем Его.
Наша задача – вернуться к богообщению в меру своих сил и, вступив в Великий пост, работать над своей душой, чтобы ощутить эту живую связь с Богом и постараться её потом не потерять. Аминь.
Автор: священник Михаил Хайрутдинов
Источник: Клин православный