«Совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба»

Снова и снова Церковь возвращает наше внимание к пасхальным песнопениям, потому что именно в них объясняется и смысл Воскресения Христова, и какое значение оно имеет для нас. Я сейчас обращусь к шестой песне пасхального канона и прочитаю один из его тропарей:

«Сохранив цела знамения, Христе, воскресл еси от гроба, ключи Девы невредивый в рождестве Твоем, и отверзл еси нам райския двери».

Здесь говорится о двух действительно великих чудесах. Мертвое тело Христа было положено в гробовой пещере, вход в которую был завален огромным каменным диском, который весил, кстати, не одну тонну. Гроб был опечатан, рядом постоянно находились вооружённые римские воины. Но когда Христос Воскрес, Он этот камень не отваливал, это было не нужно – Он просто прошёл через каменные стены гробовой пещеры. Так же, как чуть позднее в этот день и через неделю спокойно пройдет через каменные стены дома.

Понятно, что мы так сделать не можем. Но ведь Христос-то Воскрес не как Лазарь, не как дочь Иаира или сын наинской вдовы, которые только на время вернулись к земной жизни. Он Воскрес, преобразив Свою человеческую природу в безгрешное состояние, подобное тому, которое было при сотворении у Адама. Эта победа над смертностью и грехом – не просто возвращение к жизни, а преодоление смерти и греха!

Почему мы так радуемся этой победе? Потому что она совершена для нас и нам дана! Если хотим, мы ее просто берем, и она становится нашей победой над грехом, страстями и смертью.

Некое аналогичное чудо произошло и при Рождестве Христовом. Сын Божий родился от Девы Марии, не изменив её девственного состояния. Это ведь тоже невозможно, и в тропаре эти два чуда сравниваются. Господь пришёл в мир чудесным образом, но, рождаясь от Девы, Которая дала Ему то, что могла, – человеческую природу, сохранил Ее девственное состояние.

Так и в Воскресении Христа, происходит как бы новое рождение, Он становится новым Адамом, который несёт людям уже обновлённую Воскресением жизнь – и душе, и телу. Потому что человеческое тело тоже воспринимает в себя некое семя бессмертия. Если люди живут по-христиански, то, конечно же, они воскреснут в жизнь вечную в преображенном теле, неподвластном смерти и греху.

В Священном Писании есть два образа воскресения для людей – воскресение к жизни, когда люди воскреснут при Втором пришествии Христовом – в радостном состоянии и преображённом теле, и воскресение к смерти, о котором лучше бы нам и не думать (в таком виде воскреснут те, кто окажется неспособен по своему внутреннему состоянию войти в вечную светлую жизнь).

Приведу еще один тропарь из той же шестой песни:

«Спасе мой, живое же и нежертвенное заколение, яко Бог Сам Себе волею привед Отцу, совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба».

Евреи, как и язычники, приносили в жертву животных, которых умерщвляли, закалывая на жертвеннике. Христос тоже принес Себя в жертву на Кресте, но только Он жив. Он принял смерть и её победил. То есть жертва Христа не привела к окончанию Его жизни. Спаситель жертвует Собой ради нас, чтобы победить ад, смерть и все последствия грехопадения.

Яко Бог Сам Себе волею привед Отцу. В молитвословиях литургии есть такие удивительные слова: Ты бо еси приносяй, и приносимый, и приемляй, и раздаваемый, Христе Боже наш. То есть Ты Тот, Кто приносит в Жертву Себя, и Тот, Кого приносят. Тот, Кто принимает эту Жертву и нам ее всем раздает в таинстве Причастия.

Христос добровольно идёт на Крест, потому что Его задача – не себя, а нас спасти. А цель какая? Совоскресил еси всероднаго Адама, воскрес от гроба. То есть Он совоскресил (воскресил с Собою) всеродного Адама – всех людей, всё человечество, которое отвечает на любовь Христову.

Сын Божий всех Собою воскрешает сначала в этой жизни духовно, а в будущей жизни и телесно. Христос Воскресе!

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние