Сегодня воскресная служба очень удачно сочетается с праздником Креста Христова. По-славянски праздник называется «Происхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня», а по-русски мы говорим «Изнесение Честных Древ Животворящего Креста».
Более полутора тысяч лет назад в православном Константинополе август был временем самых страшных болезней, этому способствовала царившая в те дни жара. Чтобы защитить людей, из храма Святой Софии выносили крест, сделанный из древа Креста Господня, частицы которого разошлись по всему миру. С молитвенным пением христиане крестным ходом обходили огромный столичный город, и болезни прекращались.
Но это не только история, люди и сейчас болеют заразными болезнями, в том числе ковидом. От чего зависит действенность нашей связи со Спасителем мира? В первую очередь от веры и молитвы! Сила Креста Христова действует всегда, но только там, где есть вера. Потому что это сила любви Христовой, Который ради нас пошёл на страдания, чтобы Своей Крестной смертью и Воскресением победить нашу смерть, наши страдания, греховную искажённость нашей природы. А для тех, у кого нет веры, крест будет просто символическим изображением.
Мы помним слова: «Если Бог сотворил нас без нас, то Он не спасёт нас без нас». И в том сердце, где есть благодарность Спасителю, где любовь Христова вызывает ответное чувство любви, есть вера, которая действует любовью и становится чудотворной!
В сегодняшнем воскресном тропаре восьмого гласа говорится о значении Крестной смерти Христа для людей: С высоты снизшел еси, Благоутробне, погребение приял еси тридневное, да нас свободиши страстей, Животе и Воскресение наше, Господи, слава Тебе.
С высоты снизшел еси – то есть Господь сошёл с высоты, только не в пространственном смысле. Божественный мир, где пребывают Бог, ангелы и святые души, по своей духовной и нравственной чистоте гораздо выше, чем наш мир.
Слово Благоутробне образовано из слов «Благо» (Любовь) и «утроба» (внутренность), то есть Бог есть любовь, Он весь такой, и Он сходит на землю ради нас, чтобы нас освободить от плена смерти и дьявола.
И далее поём: погребение приял еси тридневное. Мы помним, что Иисус Христос был Распят на Кресте, тело Его было положено в гробовой пещере и находилось там в пятницу, субботу и часть следующего дня, а душа сошла во ад. Тело и душа Христовы, хотя и разделённые смертью, одерживали свою победу: душа разоряла ад и возвещала там Евангелие, а тело побеждало последствие первородного грехопадения – тленность. Но Иисус Христос Воскресает не так, как люди, которых Сын Божий воскрешал во время Своей земной жизни, а так, как мы воскреснем по Втором Пришествии Христа – без страсти, без греха, без скорбей, в обновлённом теле и с душой, обновлённой любовью и благодатью Божьей, чтобы никогда не умирать.
Нас свободиши страстей – Сын Божий принимает тридневное погребение, чтобы нас освободить от страстей. Слово «страсти» употребляется здесь в значениях «страдание» и «искажённость нашей природы в результате грехопадения прародителей». Поэтому мы восклицаем: Животе и Воскресение наше, – то есть «Жизнь наша и Воскресение наше»!
Христос совершает победу над силами зла и смерти Своим Крестом – тем, который омыт Его кровью, освящён Его страданиями и любовью, поэтому образ этого Креста в такой же степени чудотворен, как само древо Креста. Потому христиане и носят на груди образ этого Креста Христова, изображают его в храмах, на стенах и устанавливают на куполах церквей. И не имеет никакого значения, что это не тот же самый крест. Духовно он связан с Крестом Христовым напрямую, потому что «честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу», как учит нас Святая Церковь.
Для нас крест, как и икона, – это встреча с реальностью иного мира. Образ Креста имеет ту же силу, что и Крест Христов. Мы и рукой его изображаем, совершая крестное знамение, кого-то или что-то благословляя. И сила Креста Христова обязательно действует, если нас с Господом соединяет живая вера, действующая любовью! Аминь.
Автор: протоиерей Борис Балашов
Источник: Клин православный