Установление праздника Торжество Православия помогает людям понять и принять суть иконопочитания. Ведь даже в православной среде в первые века поклонения иконам многие христиане, уподобляясь язычникам, делавшим покровителей из статуй божеств, воспринимали икону как некий охранительный оберег. В VIII веке иконоборчество стало серьезной силой: видя в поклонении иконам черты идолопоклонства, император Лев Исаврянин вообще запретил им поклоняться. По его приказу воины изымали святые иконы из храмов и домов, сжигали их.
Знаменательно, что именно в период правления этого императора было явлено чудо Иверской иконы Божьей Матери. Образ, над которым солдаты хотели надругаться, порубить, чудесным образом был спасен от уничтожения и оказался на Афоне.
В конце концов православная мысль, православная вера восторжествовали, и иконы обрели в сознании верующих изначальный смысл, который заключается в том, что не икона сама по себе является чудотворной, а благодать, действующая через неё, способна воздействовать на человека.
Икона для верующих – окошко в незримый мир. Мы слышали сегодня в евангельском чтении слова Христа, обращенные к апостолам: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому (Ин.1:51). Это мысль о том, что для учеников Христа всех времен будут открыты тайны духовного мира, – и именно так можно в узком смысле выразить смысл сегодняшнего праздника.
Но у праздника Торжества Православия есть и более широкий смысл, который недоступен противникам веры.
Даже во времена лютых гонений на Церковь, в том числе в нашей стране, когда почти не было действующих храмов и верующих практически не оставалось, этот праздник существовал, вызывая, вероятно, у многих насмешки. И сейчас в мире, когда, по статистике, в сравнении с протестантами и католиками, православных христиан меньшинство, а в нашей стране, где, согласно официальным данным, 70% населения – православные, но в реальности на Пасху причащаются только 5–10%, Православие торжествует. Торжество Православия было, есть и будет, потому что заключается оно в невозможности дьявола победить Церковь Христову!
А что такое Церковь? Это как раз те Ангелы Божии, восходящие и нисходящие. Не те силы ангельские, сотворенные Богом, служащие Ему и помогающие нам, а христиане, ставшие святыми благодаря тому, что Христос, придя в мир, открыл это окошко в Небо для людей. Чтобы и мы могли, как Он, обрести бессмертие, входя в Славу Божью.
Часто в житиях святых, посвященных им церковных песнопениях мы можем прочитать: «Земной ангел, небесный человек», – то есть тот христианин, который уже здесь, на земле сумел стать ангелом, кто уже в земной жизни торжествует, приобщаясь Небесному Царству.
И пока среди нас есть святые люди, пока есть молящиеся люди, мир будет стоять. Потому что есть пророчество Христа о конце света: где труп, там соберутся и орлы (Лк.17:37; Мф.24:28). Труп – обездушенное тело, которое предается земле. Но если человек стал святым, то и через его мощи Господь являет благодать.
Участь бессмертной души тоже зависит от того, как человек жил. А если говорить про общество людей, про человечество в целом, душой его является Церковь, – не только земная, но и Небесная, – святые, ангелы, Господь и Богородица. И даже тогда, когда война дьявола уничтожит всех святых на земле, когда прекратится история человечества, это всё равно будет Торжеством Православия, потому что Бог и Его Небесная Церковь неуничтожимы!
Нам нужно учиться этой жизни ангельской у тех святых, которых мы с вами имеем. Поэтому будем относиться к празднику Торжества Православия не только с точки зрения истории, а осознавая нашу к нему сопричастность. Мир всё делает, чтобы уничтожить Церковь, дьявол всё для этого делает, но Церковь – это дело рук Божьих, поэтому уничтожить её невозможно! Аминь.
Автор: протоиерей Александр Союзов
Источник: Клин православный