В минувшее воскресенье мы праздновали память святителя Григория Паламы. Кто-то, вероятно, читал его житие, но с трудами этого великого святого вряд ли кто-то знаком, потому что это нелегкое чтение.
Святителя Григория Бог благословил описать то, что до него не описывал никто. Все его труды, называемые беседами, написаны весьма специфическим языком, и человек без определенной духовной подготовки ни прочесть, ни понять их не сможет. И тем не менее второе воскресенье Великого поста посвящено этому святому. Почему же Церковь так трепетно относится к памяти святителя Григория Паламы?
Жил он в непростое время, когда вовсю поднималась, захватывая всё новые территории, в том числе Грецию, Турецкая империя. В одно из таких нашествий семье Григория пришлось бежать в Константинополь.
Отец его был очень талантливым человеком, поэтому за короткое время смог стать высоким сановником при дворе императора. Однако здоровье его было достаточно слабым, и вскоре он умер.
Нам важно знать эти факты жития святого для того, чтобы лучше понять его величие.
Отец был глубоко верующим, возил семью к старцам, по монастырям. Во многих из них, в том числе на Афоне, в те времена активно практиковалась Иисусова молитва, так называемое умное делание – то, чем должны заниматься не только монахи, а все православные христиане, в том числе мы с вами. Видимо, эта честная, настоящая вера отца оставила неизгладимый след в душе мальчика. И беседы с монахами были настолько содержательны, что тоже повлияли на Григория, хотя он был тогда совсем маленьким.
Когда отец умирал, мать просила его замолвить перед императором словечко за сына, чтобы тот не остался беспризорным. И удивителен ответ этого мудрого человека: я поручаю своего сына не земному царю, а Небесному. И дальше события сложились таким образом, что Григорий Палама действительно оказался под покровом Небесного Царя: ему было несколько видений, в одном из которых открылось, что нужно молиться перед учебой, которая поначалу не давалась.
Молитвы помогли юноше! Учился Григорий вместе с сыном императора, по окончании обучения им предстояло сдать публичный экзамен, и будущий святой выбрал очень серьёзную тему для дипломной работы, посвященную философии Аристотеля – ученого IV века до Р.Х., отца европейской науки. Доклад во время защиты диплома оказался очень успешным: один из придворных ученых мужей отметил, что, если бы сам Аристотель был в комиссии, он бы восхитился, насколько глубоко этот молодой человек понимает его труды.
Казалось бы, впереди – блестящая карьера сановника, советника при дворе императора, но в двадцать лет Григорий Палама оставляет всё и уходит на Афон, потому что для него оказалось важнее величие не перед людьми, а перед Богом!
Мы знаем много имен великих философов, писателей и поэтов, но эти имена могут вызывать споры, бесспорным является лишь то, что связано с именами святых людей.
В период с конца XIII и вплоть до середины XIV века в Европе расцветало раннее Возрождение, и в строгую жизнь христианского Средневековья вошла некая вульгарность нового времени. На смену иконам пришли картины, где зачастую изображались не Богородица, Иисус Христос и подлинно святые люди, а красавцы и красавицы в образе святых. Новые общественные идеалы отражали в своем творчестве не только художники, но и поэты. Яркий пример – Петрарка, воспевавший земную красоту, забывая о том, что это тоже творение Божье.
В эту эпоху в Европе первостепенным становится вопрос о величии человека. Кто лучше напишет картину? Кто круче напишет стихотворение или вырубит скульптуру, чтобы себя таким образом в вечности запечатлеть? И отсюда растление начинает потихоньку распространяться в Византию.
В Константинополь приезжает один из лучших европейских проповедников – странствующий ученый, монах Варлаам Калабрийский. Он начинает рассказывать при дворе императора о том, что нет никакого спасения и нетварного света, что свет о себе на земле можно оставить только произведениями искусства, фундаментальными научными исследованиями, это и будет единственно возможный след человеческой жизни.
Естественно, Григорий Палама, который к тому времени достаточно долго прожил на Афоне, не хотел с этим мириться. Вначале он вступает в переписку, а потом приезжает на встречу со своим оппонентом. Святитель Григорий не спорит! Он дискутирует с Варлаамом Калабрийским, потому что, если человек не верит в Бога, с ним спорить бесполезно. Никому ничего нельзя доказать, можно только показать своим поведением, что такое христианство.
Беседы святителя Григория Паламы в конце концов утверждают, что величие человека заключается не в его вкладе в литературу или науку. Ведь главная книга во всей мировой истории – это Евангелие, а всё остальное является значимым в той мере, в которой оно пронизано светом учения Христова. Святитель Григорий сумел доказать это не только своей отшельнической монашеской жизнью человека, владевшего опытом Иисусовой молитвы, но и в словесном поединке. И это было очень важно.
Если вы захотите ближе познакомиться с трудами свт. Григория, начните с малого: откройте Афонский томос – это коротенькое письмо о Иисусовой молитве, умном делании, о нетварном свете, подписанное множеством старцев. Его автор – святой Григорий Палама.
В XIV веке на Афоне была мощная школа безмолвствующих. Нам кажется порой, что всё это от нас далеко, но и Сергий Радонежский, например, был причастен к кругу лиц, ездивших на Афон и с Афона, чтобы перенять бесценный опыт молитвы и духовного делания. Не случайно преподобному Сергию удалось перенести этот свет Православия по всей Руси, разорванной в клочья междоусобицами и подавленной бичом Божьим –татаро-монгольским нашествием. И это был тот самый нетварный свет благодати Божьей!
Самый простой факт: преподобному Сергию учение тоже давалось с трудом, но когда он стал молиться – получилось. Вспомним: Ростов Великий, Варница, Ростовский кремль, скит, в котором Сергий Радонежский, скорее всего, получал обучение, это был скит, посвященный Григорию Богослову, с самой большой на тот момент библиотекой на русском и греческом языках! Школа, которую даже татаро-монголы не закрыли! Самая древняя наша духовная школа. Поэтому важно, конечно, историю изучать не по житиям святых для детей, тогда мы сможем ощутить подлинное единство с нашей матерью-Церковью. Аминь.
Автор: протоиерей Александр Союзов
Источник: Клин православный