Мы празднуем Преображение Господне, и, конечно, суть праздника не в том, что мы по давней традиции освящаем в этот день плоды нового урожая.
Апостолы понимали, что над Христом сгущаются тучи, что Он идет к трагедии, к смерти. Подчас они пребывали не просто в печали, а испытывали настоящий ужас: как же так, Мессия пришел, открывает Свою волю, совершает чудеса, исцеляет больных и даже воскрешает мертвых! Но тем не менее, смерть следует за Ним по пятам.
Получается, что евангельская проповедь не удалась? Столько высоких слов, и в результате – поражение?
Тогда трём Своим наиболее духовно зрелым ученикам Иисус Христос показывает, что путь, которым Он следует, ведет не к поражению, а к победе. И самые последние слова Христовы – «Свершилось!», – не означают, что всё закончилось, а свидетельствуют, что совершилось то дело, ради которого Он пришел в мир, ради которого жил и пошел на Крест. Чтобы уничтожить смерть и все последствия первородного грехопадения, сначала в Себе самом для того, чтобы и всем людям дать возможность приобщиться этой победы.
Петр, Иаков, Иоанн были со Христом на горе Фавор, когда из другого, неведомого мира явились величайшие древние ветхозаветные пророки Моисей и Илия. Но главное, что апостолам было там удивительно хорошо, как никогда в жизни. Они чувствовали ни с чем не сравнимую радость Божьего присутствия, и, желая продлить эти минуты, хотели даже сделать три шалаша, чтобы только подольше остаться здесь со Христом. Если процитировать классику, созвучной будет фраза: «Остановись мгновение, ты прекрасно!»
Что-то подобное было с Марией Магдалиной, когда она хотела прикоснуться к Воскресшему Христу, обнять Его, чтобы было как раньше – так же хорошо и светло, но Он остановил ее, давая понять, что так, как раньше уже не будет. Но отныне будет что-то совсем другое.
– Ты поняла, что такое свет? Поняла, что такое радость? – вот ты с этой радостью живи и неси её в этот мир!
Вспомним преподобного Серафима Саровского, который много лет воевал с грехом в собственном сердце, и в конце концов Господь даровал ему победу – там воцарился мир Христов. И после этого, в нарушение всех правил иноческого жития, этот старый монах открыл двери для всех, в том числе женщин, которых и в монастырь-то не пускали. Потому что Господь повелел ему согревать людей той радостью победы над грехом и смертью, которую нам несет Христос. Но чтобы эта победа была полной и окончательной, сначала нужно совершить ее в своем сердце. Если душа воскреснет от греха и зла, то и воскресение тела впоследствии будет в радость.
Не надо себе представлять, что мы сейчас живем, терпим неприятности, а потом придет Христос, и нам за это воздадут. Нет, не воздадут. Всё, что ты приобрел духовного здесь, во время земной жизни, останется с тобой навсегда и в вечности раскроется во всей полноте.
Мы здесь и сейчас должны соединиться со Христом! Для этого нужны и Евангелие, и молитва, и исполнение воли Божьей и, конечно, Причастие. Но Господь многим людям, особенно в моменты трудностей, критических состояний, дает, в разной степени, конечно, ощутить радость о Христе. И тогда человек понимает, что живет он на самом деле ради этой радости, чтобы она в его душе победила!
Кто-то из нас проявляет больше усердия в духовной жизни, кто-то меньше, но, если люди стараются волю Божью исполнять, будет хоть мгновение, когда Господь даст им ощутить радость мира неземного, которая должна согреть всю нашу земную жизнь!
В этот день мы освящаем в храме разные плоды, но символическое значение имеет для нас виноград. Если мы посмотрим на иконостас, можем увидеть виноградные гроздья и листья, потому что сама Церковь есть виноград Христов, который несет людям жизнь. Именно из винограда делается новое вино, которое мы используем для Евхаристии, соединения со Спасителем в таинстве Причастия. В этом и есть главный смысл освящения плодов в праздник Преображения Господня.
Освящение винограда напоминает нам о необходимости приобщаться к жизни истинной виноградной Лозы – нашего Спасителя, чтобы в нас выросли плоды вечной жизни.
Автор: протоиерей Борис Балашов
Источник: Клин православный