18 и 19 января повсеместно – в храмах, а где-то и в специально устроенных иорданях – прорубях на открытых водоёмах, освящается вода. И вот, то таинство, которое нам дал Господь – таинство Крещения – неотделимо от этого события евангельской истории, когда Сам Сын Божий пришел на воды иорданские, чтобы принять Крещение. А под Крещением на тот момент понималось покаяние с омовением, то есть люди приходили к Иоанну Крестителю, чтобы покаяться в своих грехах и совершить омовение (не в смысле смыть какую-то телесную нечистоту, а в смысле священном, потому что омовение и купание, или умывание, это совершенно не одно и то же).
И не случайно Иисус Христос это ритуальное религиозное омовение, которое совершалось и до Него, как в ветхозаветной церкви, так и по всему миру, повторяет. Но повторяет не для того, чтобы Самому очиститься от грехов, Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? – а для того, чтобы эту водную стихию, которая является для нас основой жизни, освятить (см. Мф. 3:14).
Без воды мы жить не можем, но мы к ней настолько привыкли, настолько её перестаем замечать, что спохватываемся только тогда, когда она в кране заканчивается, а те, кто живёт на земле, вспоминает о воде лишь в период засухи.
Люди – не ангелы, которые постоянно видят благодать духовными очами. Мы, люди, принадлежим и к материальному миру, нам нужно осязать и ощущать, и поэтому Иисус Христос дает нам эту святую воду. Чтобы каждый человек в таинстве Крещения был очищен водой и Духом Святым от грехов и кроме того, потребляя святую воду, имел бы возможность укрепляться в вере. Потому что крещенская вода творит великие чудеса, и не случайно мы набираем её – почти у каждого человека по молитвам с её использованием что-то в жизни связано: кто-то выздоровел, кто-то избавился от каких-то напастей.
Святая вода дается нам в укрепление. И это очень важно, ведь не каждый день мы можем причащаться.
Мы с вами живем в уникальное время, когда только ленивый человек не может прийти в церковь. Храмы открыты, многие из них находятся в шаговой доступности, людей, которые живут в отдаленных уголках, где их нет, действительно немного. Но как ни странно, чем больше возможностей, чем ближе храмы, тем сильнее увеличивается расстояние между человеком и Богом. И это происходит не потому, что Бог отдаляется от нас – Он всегда рядом – просто нам, к сожалению, некогда.
Раньше, когда храмов было мало, великая святыня крещенской воды, конечно, не заменяла таинство Причастия, но давала возможность соприкасаться с благодатью ежедневно. Люди принимали её утром натощак или совершали омовения.
Но, к сожалению, слишком часто мы хотим от Бога одного: «Дай, дай, дай…», забывая о самом главном, о том, что все таинства Церкви, все праздники, весь годовой круг богослужений построен и создан для нашего соединения с Богом, для обожения. Об этом нужно помнить, потому что, если мы приходим в храм только водички набрать и какие-то проблемки порешать – этого не достаточно.
Конечно, Бог милостив, Он и в этом помогает человеку, но главное: то, что нам даётся, должно нас с Богом соединять, сближать с Ним, делать единым целым. А наше привыкание к тому, что храм рядом, духовной литературы – по целой библиотеке у многих, этому не способствует. Всё это есть, а общения с Богом и молитвы – нет или совсем немного.
Поэтому будем помнить о том, что видимые действия – освящение воды, масла, хлебов и прочего, нам, конечно, нужны, но делается это для освящения нашей души, это главное! А, если этого не происходит, то все Таинства, хотя по милости Божией и совершаются, но мы от этого не становимся ни святее, ни ближе к Богу!
С праздником Святого Крещения-Богоявления! Аминь!
Автор: протоиерей Александр Союзов
Источник: Клин православный