О молитве мытаря и фарисея (Лк.18:11–14)

В церковном календаре три приуготовительных воскресенья к Великому посту – о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном Суде. В первое из них мы читали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Начну с конца этого сюжета, чтобы прояснить некоторые детали.

Часто, прочитав эту притчу, люди считают, что Господь мытаря оправдал, а фарисея – нет, но, обратившись к евангельскому тексту, мы видим, что мытарь ушел более оправданным. Господь не осуждает фарисея, там не сказано, что мытарь хороший, а фарисей – плохой. Речь здесь идёт о другом – о состоянии души этих людей.

Вспомним, что мытари – люди, работавшие в налоговой службе, которая занималась сбором податей в пользу Римской империи, потому что территория Палестины была оккупирована и римская власть установила там свой полицейский порядок, который поддерживался римскими солдатами. Но, естественно, любая оккупационная власть стремится найти себе приспешников из среды того народа, который находится в подчинении и создать необходимую структуру. В частности, существовала служба мытарей, – недавно мы читали о Закхее, который был старшим мытарем.

В местах скопления людей, которые нельзя было обойти – на водных переправах, входе-выходе из города, на дорогах – создавались мытницы (точки сбора налогов). Здесь и находились мытари, которых ненавидели, считая предателями, приспешниками оккупантов, которые, по сути, помогали им обирать народ и ещё больше таким образом укрепляли их власть.

Фарисей в своей молитве говорит: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь (Лк.18:11), – одним словом, что он – хороший человек! Фарисеев, действительно, можно назвать хорошими, ведь они читали и знали Священное Писание, старались выполнять обряды. Были они и среди учеников Христа, – например, апостол Павел, называвший себя «фарисеем от фарисеев». Как правило, это были люди среднего достатка, имевшие достаточно времени, чтобы активно заниматься духовной жизнью.

Но в чем разница молитвы фарисея и мытаря? Мытарь кается, просит у Бога прощения, глаз не смея поднять на небо, ему стыдно за свою жизнь: Боже! будь милостив ко мне грешнику! (Лк.18:13). И мы знаем, что первое Евангелие было написано мытарем – Матфеем. Как бы абсурдно это ни звучало, но это факт – до встречи со Христом, его автор тоже был мытарем.

Человек, который занимается такой деятельностью не всегда безнадежен для Бога, а иногда и совсем наоборот: постоянный дискомфорт от того, чем приходится заниматься, обличения совести и внутренняя борьба с самим собой рождают буквально вопль покаяния! Потому что, когда люди живут «достаточно духовно», подлинного общения с Богом может и не быть. Вообще, применительно к духовной жизни нельзя говорить «достаточно», можно быть либо святым, либо нет.

Когда человек живет как этот фарисей – старается все силу отдавать тому, чтобы соблюдать правила, по расписанию молиться и в храм ходить, несколько притупляется ощущение близости Бога, совесть, которая, по словам святых отцов, есть ни что иное, как голос Божий в сердце человека.

Когда человек живёт хорошо, правильно, он часто остывает. Нередко приходится слышать на исповеди о том, как у людей меняется восприятие Бога: когда делал свои первые шаги в церкви, сердце горело, а сейчас успокоилось, погасло. Одна из причин такого охлаждения в том, что человек встаёт на «обрядовые рельсы» и дальше его жизнь размеренно по ним катится. Это совсем неплохо, что в нашу жизнь входит жизнь церкви и упорядочивает её, плохо, когда в этой жизни не хватает огня и слёз покаяния, которые были у мытаря, когда он молился: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

Великий пост – удивительное время, когда нам Бог даёт возможность вспомнить, что мы христиане, разогреть своё сердце через покаяние, молитву. Давайте будем использовать предстоящие воскресные, а по возможности, и другие дни, чтобы наша молитва была молитвой мытаря, а не фарисея! Аминь.

Автор: протоиерей Александр Союзов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние