«Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир» (Мф.25:31–46)

Мы приближаемся в Великому посту. В минувшее воскресенье за богослужением звучало Евангелие о Страшном суде: Христос рассказал ученикам притчу о том, как придет судить мир, отделяя овец от козлов (Мф.25:32), то есть праведников от грешников.

В Неделю о Страшном суде

Название притчи о Страшном суде, которую мы читали за воскресным богослужением, звучит, конечно, пугающе, но мы должны помнить, что, когда суд этот произойдет, мы встретимся со Христом – любящим, понимающим нас до глубины души и знающим о человеке всё, потому что ради нас Он Сам стал Человеком.

О молитве мытаря и фарисея (Лк.18:11–14)

В церковном календаре три приуготовительных воскресенья к Великому посту – о мытаре и фарисее, о блудном сыне и о Страшном Суде. В первое из них мы читали евангельскую притчу о мытаре и фарисее. Начну с конца этого сюжета, чтобы прояснить некоторые детали. Часто, прочитав эту притчу, люди считают, что Господь мытаря оправдал, а фарисея – нет, но, обратившись к евангельскому тексту, мы видим, что мытарь ушел более оправданным. Господь не осуждает фарисея, там не сказано, что мытарь хороший, а фарисей – плохой. Речь здесь идёт о другом – о состоянии души этих людей.

Неделя о блудном сыне

Сегодня за богослужением мы слышали притчу о блудном сыне, которую читаем каждый год перед Великим постом, потому что она подготавливает нас к покаянию. В этой притче младший сын требует у отца раньше времени свою долю наследства. На Востоке это нонсенс, чтобы сын до смерти отца получил наследство и стал жить отдельно, – таких людей обычно наказывали –  побивали камнями.

Неделя о мытаре и фарисее (Лк.18:11–14)

Неделя о мытаре и фарисее – первая подготовительная неделя к Великому Посту. В этот воскресный день мы слышали за богослужением одноимённый отрывок из Евангелия от Луки, который начинается словами: «два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь» (Лк.18:10), – и мы можем представить, как заходил в храм фарисей. Было видно, что этот человек считал себя достойным любви Божьей, и когда начал молиться, стал говорить о том, какой он молодец.

«Воскpесе Хpистос Бог, даpуяй миpови велию милость»

Мы продолжаем разбирать воскресные тропари, которые несут нам откровение о главном христианском догмате – Воскресении Иисуса Христа. Это очень важно для нас, ведь, если Сын Божий не Воскрес, то наша вера тщетна, и мы ничем не отличаемся от последователей других религий.

«Мы куплены дорогою ценою…»

Мы продолжаем праздновать Сретение Господне. В событии Сретения для человечества начинается новый день – на смену Ветхому Завету приходит Новый. Младенец Христос Своим приходом в наш мир благовествует, что смерть побеждена и люди спасены от власти дьявола. В Евангелии сказано, что старец Симеон по вдохновению пришел в храм, потому что Дух Святый был на нем (см. Лк.2:25–27). Нам сложно это понять, потому что эти события произошли задолго до Пятидесятницы – дня рождения Церкви Христовой, когда произошло схождение Святого Духа на апостолов. Но и в ветхозаветной церкви некоторые люди находились в таком тесном богообщении, что действительно были близки к Богу. Два таких человека,…

Читать далее

Встреча со Христом

Мы празднуем Сретение Господне. Удивительно, как Господь устраивает нашу жизнь, давая возможность каждый год заново проживать события Священной истории вместе со Христом, с Божьей Матерью, со святыми, которых Церковь прославляет. Так мы имеем возможность научаться. Если бы никаких богослужений не было, и мы имели только Евангелие, люди, которые читают его, конечно, были бы, но это знание не стало бы народным и общедоступным. А Церковь сделала так, что в течение года мы имеем возможность двигаться от Рождества Христова к Пасхе, от Рождества Божьей Матери к Успению Небесной Владычицы, становясь живыми участниками евангельских событий. Сретение Господне – праздник, о котором вы всё наверняка знаете,…

Читать далее

Сретение Господне. Соединение Неба и земли

Сретение (в переводе с церковно-славянского языка – «встреча») – это событие, когда Небо спускается до земли, и человечество встречается с Небом. Еще всё впереди, через тридцать лет Господь проявит Себя – выйдет на проповедь для спасения людей, но соединение Неба и земли происходит уже сейчас.

«И псы едят крохи, которые падают со стола господ их…» (Мф.15:21–28) В Неделю 36-ю по Пятидесятнице.

Мы сегодня читали за богослужением евангельский отрывок о том, как проходя в окрестностях Тира и Сидона, Господь встретился с некой хананеянкой, которая пошла за Ним по пятам, взывая: помилуй меня, Господи, сын Давидов (Мф. 15:22). Обращаясь ко Христу, эта женщина произнесла те же слова, что и слепой, про которого мы читали в минувшее воскресенье (Лк.18:35–43). Вряд ли она сознавала, что Христос и есть Тот обещанный Богом Мессия, который должен прийти из рода царя Давида, потому что даже от учеников это было сокрыто. Но сердцем смогла почувствовать, что это не простой человек, раз вокруг Него происходит столько чудес, а, как минимум, Великий Пророк.

Обрести свою душу (Лк. 18:35–43) В Неделю 35-ю по Пятидесятнице.

Сегодня мы слышали за богослужением хорошо известный всем отрывок из Евангелия от Луки о том, как проходя в окрестностях Иерихона, Господь исцелил слепого человека. Да, Иисус Христос творил чудеса, и это исцеление было одним из них, но здесь привлекает внимание одна очень важная деталь. Когда этот слепой человек обращался ко Христу, люди ему запрещали: «Не беспокой Учителя, замолчи», – но, несмотря ни на что, всё повышая голос, тот громко звал Христа. И это, на самом деле, важно, потому что мы сейчас живем в таком мире, когда нам все говорят «замолчи». Какой там Бог? Зачем? И многие соблазняются. Звать громко –…

Читать далее

Как наследовать жизнь вечную? (Лк.18:18–27)

В сегодняшнем отрывке из Евангелия от Луки некто из начальствующих спрашивает у Христа: «Чего мне не достает, чтобы спастись?» Перед этим Господь благословлял детей. Сначала ученики препятствовали этому, поскольку это мешало Учителю проповедовать. Но Господь сказал: пустите детей приходить ко Мне и не возбраняйте им, ибо таковых есть Царствие Божие. Истинно говорю вам: кто не примет Царствия Божия, как дитя, тот не войдет в него (Лк.18:16–17).

Освящение души

18 и 19 января повсеместно – в храмах, а где-то и в специально устроенных иорданях – прорубях на открытых водоёмах, освящается вода. И вот, то таинство, которое нам дал Господь – таинство Крещения – неотделимо от этого события евангельской истории, когда Сам Сын Божий пришел на воды иорданские, чтобы принять Крещение. А под Крещением на тот момент понималось покаяние с омовением, то есть люди приходили к Иоанну Крестителю, чтобы покаяться в своих грехах и совершить омовение (не в смысле смыть какую-то телесную нечистоту, а в смысле священном, потому что омовение и купание, или умывание, это совершенно не одно и то…

Читать далее

В праздник Обрезания Господня

Сегодня мы празднуем Обрезание Господне. Конечно, для нас, новозаветных христиан, это может показаться странным, потому что уже в раннее христианское время, на первом апостольском соборе в Иерусалиме, апостолы решили, что обрезываться не нужно, ведь закон исполнен. Да, весь закон исполнен Христом. И эта операция, которая производилась над всеми младенцами мужеского пола в тогдашнем обществе, а у некоторых восточных народов проводится и по сей день, была знаком обручения с Богом, подчинения Богу, знаком исполнения Его Завета и вхождения в Его богоспасаемый народ израильский. Исполнение этого обряда показывало, что человек теперь находится под законом Божьим, его нравственная жизнь обнажена полностью пред лицом…

Читать далее

«Христос раждается, славите!»

Мы сейчас собрались в храме, чтобы встретить Рождество Христово. На улице сильный мороз, но ведь в ночь Рождества холодно было и в Вифлееме. На Востоке тоже бывают зимы, когда выпадает снег, и понятно, что уже при +10 и ветреной снежной погоде людям, которые привыкли с мая по сентябрь жить при температуре +40-45 приходилось несладко.

На пути к Рождеству

Мы с вами вышли, фактически, на финишную прямую. В сегодняшнем евангельском чтении уже прозвучала тема Рождества Христова. Но нам предстоит преодолеть ещё одно препятствие, которое формировалось на протяжении ста лет – Новогодние праздники. Так было сделано, чтобы празднование Нового года вытеснило Рождество, политика нашего государства была направлена на то, чтобы о церковных обычаях и традициях люди постепенно забывали. И даже Ёлки, как символ Рождества, с 1929 по 1935 год были запрещены. Вернули их в 1936-м как символ Нового года, вместе с Дедом Морозом, который тоже до этого был запрещен.

Неделя перед Рождеством Христовым, святых отец

Заканчивается Рождественский пост, и как всегда в конце поста нас настигают Новогодние праздники, вызывающие у церковных людей смущение, потому что не все наши близкие, к сожалению, ждут Рождество. Подготовка, гости, – одним словом, не успеешь оглянуться, а тут уже и Рождественский Сочельник. Конечно, общаться с родными и близкими очень важно. В минувшее воскресенье мы вспоминали как раз всех праотцев Христа. А в нынешнее воскресенье за богослужением читается отрывок из Евангелия от Матфея, в котором приводится родословие Иисуса Христа от праотца Авраама. В Евангелии от Луки этот список имён длиннее – он доводится до Адама и Бога: Иисус Христос – Адамов, Божий (Лк.3:38)….

Читать далее

«Много званых, но мало избранных» (Лк. 14:16–24)

Подходит к концу Рождественский пост, фактически, осталась последняя неделя, потому что начнутся некогда любимые, а сейчас так напрягающие новогодние праздники. Во времена Советского Союза, когда многие из нас ещё не знали про Рождество, жили светской жизнью, наступление Нового года было таинственным событием, связанным с чудесами. А сейчас, конечно, этот праздник, мягко говоря, напрягает. Потому что идёт последняя неделя поста, а тут – такое безудержное веселье изо всех возможных каналов льётся на нас, и как с этим быть, бывает не всегда понятно.

В Седмицу 28-ю по Пятидесятнице.

Сегодня мы разберём воскресные Стихиры на стиховне 3-го гласа. Воскресными они названы потому, что посвящены главному событию – Воскресению Христа, и соответственно, главному празднику, который повторяется еженедельно в воскресный день – малой Пасхе.

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние