В Неделю мясопустную, о Страшнем суде

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю мясопустную, о Страшнем суде Мф. 25:31-46 Дорогие братья и сестры, в Неделю мясопустную Церковь ставит воскресным чтением притчу Христа о Страшнем суде, поэтому часто эту неделю также называют Неделей о Страшнем суде. В этой притче Христос доносит до нас суть Страшного суда, к которому мы готовимся и которого ожидаем в момент Второго славного Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Что мы можем сказать об этом суде, что нам открыто? Нужно оговориться, что притча как аллегория, жанр повествования, подразумевающий умение читать символы – очень интимное чтение, поскольку один и тот же символ каждый человек может прочитать по-своему,…

Читать далее

«Все мне позволительно, но не все полезно»

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о блудном сыне 1 Кор. 6:12-20 Дорогие братья и сестры, предлагаю поразмышлять над отрывком из Послания апостола Павла к Коринфянам, который мы слышали за богослужением. Все мне позволительно, но не все полезно (1 Кор. 6:12) (в славянском переводе – «не всё на пользу»), – тема сегодняшнего отрывка. Казалось бы, эта мысль понятна даже ребенку, когда его ограничивают и объясняют, почему. Но у взрослых все сложнее, потому что нас не всегда есть, кому ограничивать. Апостол Павел часто повторяет слова тело и блуд. Например: тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела (1 Кор. 6:13). Слово блуд мы используем в разговорной речи,…

Читать далее

О мытаре и фарисее

Проповедь священника Михаила Хайрутдинова в Неделю о мытаре и фарисее Лк. 18, 10-14 Дорогие братья и сестры, поздравляю всех вас с праздником. Мы приближаемся к Великому Посту, сегодня Неделя о мытаре и фарисее. Эта седмица сплошная, она не имеет постных дней. Смысл этого установления не всегда понятен верующим: отказываясь поститься на этой неделе, мы пытаемся показать, что чужды фарисейскому духу. Мы не гордецы какие-нибудь, пришедшие, как фарисей из притчи, благодарить Бога, что он не таков, как прочие люди (Лк. 18:11). Перед началом Великого Поста будет еще одна сплошная неделя – масленица, в воспоминание Адамова изгнания. В сегодняшнем евангельском отрывке прозвучала притча о…

Читать далее

О христианской «профпригодности»

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю о мытаре и фарисее 2 Тим. 3:10-15 Дорогие братья и сестры, обратим внимание на мысль, высказанную апостолом Павлом в сегодняшнем отрывке из Второго Послания к Тимофею: все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы (2 Тим. 3:12), которая на первый взгляд звучит как проклятие православным людям. Однако если уйти от привычного использования слова «гонение» в контексте репрессий против верующих, это во многом статус, выделяющий человека из общей массы людей.  Так, в ряде древнегреческих полисов, в том числе в Древних Афинах, было такое явление, как остракизм   — изгнание гражданина, который мыслил иначе, чем общество из государства…

Читать далее

Ценнее, чем жизнь

В Неделю 31-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом Мф. 2:13-23 Мы прочитали отрывок из Евангелия о событиях, произошедших после пришествия волхвов. Самыми первыми поклонились Христу вифлеемские пастухи, которым ангел возвестил о рождении Спасителя. Поклонились они Ему в той пещере, где Господь родился, ведь другого места Богу люди дать не смогли. Со временем Иосиф нашел жилое помещение, и волхвы, последовав за звездой, принесли свои дары Божественному Младенцу уже в доме, а не в пещере. Мы не знаем точного времени, когда произошло это событие, но можно с уверенностью сказать, что это было не ранее сорокового дня от Рождения Христа, потому что потом…

Читать далее

Сретение Господне

В день празднования Сретения Господня Дорогие братья и сестры, вы, наверное, уже успели заметить, что в песнопениях трёх Великих зимних двунадесятых праздников –  Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня) и Сретения Господня, Церковь использует оборот Солнце правды. Являясь гимнографической аллегорией, он имеет прямое отношение ко Христу: для нас Христос родившийся, крестившийся, принесенный во храм Пресвятой Девой Марией является тем Солнцем, которое дает людям свет праведности. До эпохи первых христианских общин использовать термин «солнце» по отношению к Богу на языке правильной религии, исповедовавшей живого истинного Бога, было невозможно. Даже великий пророк Моисей в Книге Бытия, где говорится о сотворении мира, не использует слово «солнце», называя его…

Читать далее

Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской

Проповедь диакона Иоанна Иванова в День памяти новомучеников и исповедников Церкви Русской, Неделю 35-ю по Пятидесятнице 1 Тим. 1, 15-17 Дорогие братья и сестры, сегодня Русская Православная Церковь во всем мире празднует память новомучеников и исповедников Российских. Этот период относится к XX веку, – начинается с 1918 года и заканчивается долгим угасающим эхом Советского Союза, когда православная вера была гонима, верующие во Христа попадали под категорию неблагонадежных и преследовались, вплоть до высшей меры наказания. За тридцать лет мы, наверное, так и не переоценили, и даже не оценили подвиг новомучеников, но при этом само словосочетание «новомученики и исповедники» уже несколько замылилось. Понятно, что в большинстве…

Читать далее

Облекитесь в доспехи вечности!

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 34-ю по Пятидесятнице Кол. 3, 12-16 Дорогие братья и сестры, давайте обратимся к двум мыслям, которые апостол Павел раскрывает в сегодняшнем Послании к Колоссянам. Выбирая одежду, мы не только следуем своему вкусу, но так же думаем о том, чтобы в ней было удобно и тепло; выбирая модель поведения, мы учитываем обстоятельства, особенности своего характера, кто наш собеседник или окружение, чего хотим достичь, а иногда и то, какую маску нужно для этого надеть. Гораздо сложнее с нашей интимной жизнью во Христе. Здесь некому подыгрывать, сложно ориентироваться на блеск кривых зеркал, которые обязательно соврут или исказят…

Читать далее

«Да светит свет ваш пред людьми!»

Проповедь диакона Иоанна Иванова в день Собора Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста Мф. 5:14-19 Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, который касается христианского поведения. Напомню первые строки: не может укрыться город, стоящий на верху горы (Мф. 5:14). Он виден со всех сторон, как маяк. Невозможно представить подсвечник, ночник или фонарик на телефоне прикрытыми чем-то сверху. Мы всегда ставим любой светильник на высокое место, чтобы его свет распространялся вокруг. Христос поясняет: да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела (Мф. 5:16). Есть разные модели поведения: одному человеку удобно быть интровертом, закрыться в своем…

Читать далее

Притча о брачном пире

  В Неделю 29-ю по Пятидесятнице Когда Христос возвещал Свое Евангелие и говорил о наступлении Царства Божьего, большинство евреев понимали Его слова несколько утилитарно, по-земному: они должны победить завоевателей, создать новую империю, где иудейский народ будет жить безбедно, «как сыр в масле кататься». Поэтому один из слушателей сказал Иисусу: Блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием! (Лк. 14, 15). И хотя в этих словах много правды, очевидно, что этот человек рассуждал о Царстве Божьей славы в узком смысле. Когда мы говорим о Царстве Небесном как о встрече Бога со Своими детьми – теми людьми, которые поверили Ему и готовы войти в это…

Читать далее

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 33-ю по Пятидесятнице, по Богоявлении

Дорогие братья и сестры, приход в мир каждого человека – чудо. Это прекрасно понимали в Древнем мире, поэтому такая форма, как жертва Богу – ни что иное, как попытка ответить на милость Божию за рождение новой жизни, за себя, ощущение себя в этом мире. Вся жизнь, как жертва Богу – в ответ на его любовь и милосердие. При этом не имеют значения какие-то внешние отличия, вроде: «Почему я не великий поэт или музыкант, а обычный бухгалтер?», а сама жизнь, ее ценность, ощущение себя человеком – это уже чудо, Божий дар. На века оставил свое восприятие этого факта французский философ Рене…

Читать далее

Проповедь диакона Иоанна Иванова в праздник Крещения Господня

Дорогие братья и сестры, сегодня мы, и вся Святая Православная Церковь, поздравляем друг друга радостными словами о явлении Христа всему миру. И мы не только присоединяемся к праздничному кондаку «Явился еси днесь вселенней», но и следуем своему личному опыту, поскольку только через него можно честно, открыто заявлять: «Мы видели этот Свет». По-русски сегодняшний кондак звучит так: Явился Ты ныне всему миру; и Твой свет, Господи, запечатлелся на нас, сознательно воспевающих Тебя: «Ты пришел и явился, Свет неприступный!». Тот Свет, который запечатлелся на мне, на вас, на всех православных христианах – не просто разовый подарок, как мы порой воспринимаем Дар Святого Духа через Таинства…

Читать далее

В ожидании Чуда

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 30-ю по Пятидесятнице, святых отец Евр. 11:9-10, 17-23, 32-39 Дорогие братья и сестры, все церковное сознание, вся Церковь ныне в ожидании Чуда. Мы готовимся ко встрече с Родившимся Богомладенцем. Обычно мы начинаем это делать более чем за месяц, с особенным настроением, но апостол Павел сегодня напоминает нам, что мир готовился к этой встрече очень давно. Вообще, моменты встреч, полноценной или неполноценной радости бывают разными. Появление на свет ребенка мы ждем девять месяцев, и для большинства людей, это, несомненно, ожидание чуда. Потому что зарождение и развитие новой жизни, рождение человечка – чудо, данное Богом. И…

Читать далее

Где же девять?»

В Неделю 28-ю по Пятидесятнице, Лк. 17, 12-19 Мы сейчас читали очень значимый отрывок из Евангелия от Луки, но прежде чем говорить о содержании слов Христовых, приведу две совершенно светские мысли. Есть такой печальный православный анекдот. Встречаются два ангела: один сидит и ничего не делает, а второй, уже «весь в поту», носится туда-сюда. Спрашивают друг друга, кто чем занимается. Тот, который очень занят и очень устал, отвечает: «Я ношу Богу просьбы людей», а первый говорит: «А я ношу человеческие благодарности». Добавлю мысль одного английского писателя, очень мудрого человека: «Мать начинает учить ребенка вере, когда приучает говорить “спасибо” за кусок вкусного…

Читать далее

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 28-ю по Пятидесятнице Кол. 1, 12-18

Дорогие братья и сестры, давайте обратимся к мысли апостола Павла, которую он озвучил в Послании к Колоссянам: Христос есть глава тела Церкви; Он – начаток, первенец из мертвых, дабы иметь Ему во всем первенство (Кол. 1, 18). Есть как минимум два шаблона, которые существуют в сознании людей, далеких от Церкви, или среди тех людей, которые считают себя православными, но заблуждаются в понимании Евангельских истин. Эти шаблоны не работают, их нужно отправить в корзину, или, по словам булгаковского персонажа, «в топку». Некоторые считают, что Церковь – обязательно храмовая постройка, забывая, что во времена первых христианских общин специальных построек вообще не было, верующие проводили…

Читать далее

«Помни день субботний, чтобы святить его»

В Неделю 27-ю по Пятидесятнице Сегодня мы слышали небольшой отрывок из Евангелия от Луки об исцелении немощной женщины. Христос совершал много исцелений. В этот день Он пришел в синагогу в субботу. Суббота у евреев – день праздничный, и само слово «праздник» означает, что человек в этот день празден от обычных будничных дел, выделяя это время для чего-то иного. Если мы говорим о субботнем дне у евреев или воскресном дне у нынешних православных христиан, то подразумеваем день, посвященный Богу. Евреи времен Христа шесть дней трудились, а седьмой посвящали чтению, молитве – тому, что помогает человеку духовно оживать. Синагога – не храм (единственный истинный…

Читать далее

«Войди туда, куда не ведет никакая дверь…»

В праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы Сегодня Православная Церковь отмечает праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы. Когда мы говорим об Иерусалимском храме, нужно отметить, что он построен отнюдь не благочестивым человеком. В том виде, в котором храм существовал во время Христа, он был  перестроен и украшен нечестивейшим царем Иродом, тем самым, который, желая погубить новорожденного Иисуса, устроил избиение младенцев. Но как Сам Господь оценивал этот храм? Христос говорил, что никакую вещь нельзя пронести через храм, потому что он создан для молитвы. В нем происходит встреча человека с Богом, и происходит она в людских душах. Это очень интересный факт, потому…

Читать далее

Слово на праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы архимандрита Иоанна Крестьянкина

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Днесь в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает… Ангели вхождение Пречистыя зряще, удивишася: како Дева входит во Святая Святых. Чистота и святость, свет и радость – вот неуловимое веяние сегодняшнего праздника и службы. На ступенях ветхозаветной святыни Иерусалимского храма поставляется трехлетняя Юница, Святая Святых большая, торжествующая и радующаяся. А престарелые праведные родители Ее, Иоаким и Анна, и хор отроковиц с возжженными свечами, «поя, играя и ликуя», сопровождают Ту, Которая приносится в дар Богу. Объятый священным восторгом, первосвященник Захария – старец, родитель Предтечев, «благословив, прият» Святую Отроковицу, и по особому…

Читать далее

Не бойся, только веруй!

Проповедь священника Сергия Зраева в Неделю 24-ю по Пятидесятнице Лк. 8, 41-56 Дорогие братья и сестры, сегодня мы читали за богослужением отрывок из Евангелия, который повествует сразу о двух чудесах, которые Господь совершил. Это несколько необычно, и поэтому возникает вопрос, как эти два события связаны между собой? Очевидно, дело здесь не просто в хронологии. Иисуса Христа позвали к умирающей: пришел человек, именем Иаир, который был начальником синагоги; и, пав к ногам Иисуса, просил Его войти к нему в дом, потому что у него была одна дочь, лет двенадцати, и та была при смерти, но Он, почему-то медлит. Останавливается, чтобы побеседовать с женщиной,…

Читать далее

Исцеление Гадаринского бесноватого

Проповедь священника Михаила Хайрутдинова в Неделю 23-ю по Пятидесятнице Лк. 8, 26 – 38 Сегодня за богослужением мы слышали отрывок из Евангелия об исцелении Гадаринского бесноватого – человека, одержимого злым духом. Беснование – не телесная и не душевная болезнь, это недуг духовный. Представьте, как было бы страшно, если бы те грехи, которые мы совершаем, закрепились в нас? Раздражается человек или осуждает, унывает или обижается – он навсегда остается в этом состоянии, и пребывает в нем постоянно. Но у нас есть таинство Покаяния: согрешив, мы каемся в совершенных грехах, врачуем свою душу. Есть милость Божия над нами: Господь охраняет нас Своей…

Читать далее

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние