Мы все живём в мире, искажённом грехом, а можно ли жить в нем не по его законам? В беседе с Никодимом Иисус Христос говорит: «Истинно, истинно говорю тебе, если кто не родится свыше, не может увидеть Царствие Божие» (Ин. 3:3).
Никодим в недоумении. Ведь взрослый человек такой, какой есть, уже сформировался, не может стать другим. По человеческим меркам это так, но вот Христос сказал иначе: Если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие. Рожденное от плоти есть плоть, а рожденное от Духа есть дух (Ин. 3:5–6). О чём здесь идёт речь?
Как и у животных, у человека есть телесная природа. Естественно, живой организм нуждается в пище, питье, дыхании. Но у любого, даже у неверующего человека есть то, чего у животных нет, – это потребность в бессмертии, которая очень глубоко укоренена в сердце, потому что заложена туда Богом. И когда человек во взрослом возрасте приходит ко Христу, принимая Евангелие искренне и серьёзно, он вдруг обнаруживает, что евангельское благовестие — не что-то новое, а хорошо известное старое, то, что у человека где-то в глубине души есть, но как будто «мусором» сверху засыпано, хотя на первый взгляд может казаться иначе.
В ирмосе, который мы поем за пасхальным богослужением, есть слова: «Приидите, пиво пием новое, не от камене неплодна чудодеемое, но нетления источник, из гроба одождивша Христа, в Нем же утверждаемся». Здесь пиво – это не алкогольный напиток, а питье, то, что человек пьет. В связи с этим сразу вспоминается ветхозаветный сюжет, когда Бог помог утолить телесную жажду еврейского народа.
Евреи были в пустыне, изнемогали без воды. Но Моисей помолился, ударил жезлом в скалу (а ведь это камень, там влаги нет), и из него потекла вода, которая позволила людям утолить жажду. И всем хватило! А Иисус Христос даёт нам другой источник, который помимо телесной жизни, которая бесспорно важна (тело ведь Бог сотворил), питает в нас жизнь духовную — источник нетления.
Нетление — это не просто бессмертие. Тленность — это поврежденность человеческой природы, и духовной, и телесной. А нетление — это восстановление её первозданного состояния, которое было у Адама до грехопадения. Ведь первый человек мог бы жить вечно, не имея никаких страстей, если бы не выбрал другой путь.
Значит, не просто бессмертие открывает нам Христос. Бессмертие в состоянии греха — это ад. А Господь дает нам нетление — состояние, где обновляется духовный мир, и, питаясь этой благодатной пищей, человек духовно-нравственно возрастает.
Когда люди принимают веру, они ещё незрелы, и для их духовного возрастания необходимо время. И вот интересно: подобно тому, как в пустыне евреи пили воду из скалы, из камня, так и мы пьём из гроба Христова воду бессмертия. Гроб — это тоже каменная скала, и в ней есть пещера, где было положено мёртвое тело Господа. Вот из этой самой скалы к нам идёт источник бессмертной жизни!
Ещё раз вспомним, как говорит Церковь о спасении. В молитве освящения верб, которая звучит в храме в Вербное воскресенье, говорится, что Христос спасает нас Крестом, погребением и Воскресением.
Крестные страдания Христа, Его смерть, гроб — всё это ведёт к одному — к Воскресению. Но ведь Христос-то воскресает не так, как воскрес сын наинской вдовы или Лазарь, которые вернулись к земной жизни, прожили ещё какое-то время, а потом всё равно умерли. Христос воскресает в обновлённом теле, не способном к смерти и к страданиям, в райском состоянии, в каком был сотворен Адам, в каком будем и мы, если при Втором пришествии войдём в Божье Царство.
Для созидания в человеческой душе Божьего Царства и нужна эта, условно говоря, вода — то есть то, что удовлетворяет жажду человеческого сердца, — учение Христово. И, конечно же, необходима благодать Святого Духа, которая питает человеческую душу, преобразует её, помогая ей возрастать.
Это совершается не принудительно. Но без того, чтобы в нас началась эта новая жизнь, невозможно войти в Царство Божие.
Конечно, вхождение в полноту Небесного Царства нам предстоит сделать в будущем, но Христос говорит еще и о другом: Царство Божие внутрь вас есть (Лк.17:22). То есть внутри меня, моей души, моего сердца, моей жизни. Это первый смысл. И, во-вторых, очень важно, чтобы Божье Царство было в наших взаимоотношениях с людьми. Если это здесь, на земле, насаждается, то и по окончании земной жизни Царство Божье нам будет открыто.
Многие говорят: а как же тот разбойник, распятый справа от Христа? Покаялся и готовенький? Нет, ничего подобного. Он сумел увидеть свои грехи и исповедать их перед Богом. «Ныне будешь со мной в раю» (Лк.23:43), — ответил ему Христос и умер. А этот разбойник еще часа три-четыре медленно умирал на кресте, где каждый его вздох сопровождался невыносимой болью, ведь чтобы сделать вдох, нужно было подтянуться на руках и ногах, которые пробиты гвоздями. А гвозди эти были кованные, с заусенцами, как ржавые напильники. Каждое движение в таком положении бьет не по одному, а по многим нервам сразу. Поэтому провисеть это время на кресте с такой дикой болью и остаться верным Христу и тому, что Он дал, стоит всей жизни.
Иисус сказал: «Ныне будешь со мною в раю», а ведь ныне — это сейчас, однако разбойник-то остался на кресте. Но всё-таки он тотчас оказался в раю или точнее сказать, рай открылся в нём! В его душе зародилось Божье Царство, и он его сберег до своей окончательной, итоговой встречи с Богом.
Вот и здесь, в Церкви, мы во Христе утверждаемся. В том, что Он нам даёт. А что Господь даёт нам? Евангельское учение и благодать Святого Духа в первую очередь. Но это неразрывно связано между собой. Нельзя укрепляться благодатью Святого Духа, не читая Евангелие, не исполняя его. Это иллюзия. А всё это вместе горы сдвигает. Христос нам дал этот источник, его на всех хватит! Как тогда в пустыне на всех евреев хватило воды. На миллионы хватит Божией благодати. Приходи! Черпай Христа в свое сердце. Христос Воскресе!
Автор: протоиерей Борис Балашов
Источник: Клин православный