«Господь мой и Бог мой» (Ин.20:19–31)

Завершилась Светлая пасхальная седмица, которая празднуется как один день, и мы вступили в цикл новых воскресных дней. Первое воскресенье после Светлой седмицы, или Фомина Неделя, как празднование Малой Пасхи, называется еще Антипасхой (то есть «вместо Пасхи»).

В этот день Церковь вспоминает, как Фома явился к ученикам, которые уже встретили воскресшего Христа, а он не сподобился этого события. Мы называем Фому неверующим и, как правило, вкладываем в эти слова такой смысл, как будто бы он отличался от других апостолов своим особым неверием. Но на самом деле, если мы внимательно читаем Евангелие, то помним, что, когда Господь шел в Иерусалим и предполагалось, что Он может там погибнуть, быть убит, один только Фома сказал другим ученикам: пойдем и мы умрем с Ним (Ин.11:16). Не может неверующий человек так сказать. То есть очевидно, что он был уверен во Христе, но чего-то ему недоставало, чтобы обрести полноту веры.

Когда Фома пришел к ученикам, они ликовали и радовались. Мы тоже представляем, что такое духовная радость. А где же приобщение к победе Христовой? Этого Фома не видит! Апостолы, по сути, внутренне остались прежними, такими же трусливыми, как и были. Он видит их радость, но не видит в них света, божественного света. И он не может никак согласиться с ними, ему нужно приобщиться к этой победе. А как это сделать? Это пока не открыто им, потому что еще не было Вознесения, не было Пятидесятницы, Дух Святой на учеников еще не сошел.

И вот Господь приходит и показывает свои раны. И когда апостол Фома вкладывает персты свои в рану Учителя, он начинает это Воскресение чувствовать. Всё, победа совершилась! Дальше будет видно, как действовать, а главное уже произошло. И он говорит такие слова, которыми Церковь пользуется постоянно и до сих пор ими живет: Господь мой и Бог мой (Ин.20:28). Их каждая душа христианина произносит, когда молится и обращается ко Христу.

Конечно, Господь мог бы прийти в Своей силе. Так бы, вероятно, сделали на Его месте мы по своей гордости, если бы у нас такая возможность была. Мы пришли бы и погрозили фарисеям: «Вот видите, а вы не верили…» Но к чему бы это привело?

А ни к чему хорошему не привело бы, только к еще большему озлоблению. Для них Христос – такой сильный враг, что победить Его они не в силах, но верить Ему они тоже не способны, поэтому и служить не готовы. Если даже и будут служить, то из страха, а не по любви.

Можно уважать кого-то и бояться, но не любить. А Господь хочет, чтобы мы с Ним через любовь соединялись!

Исповедание апостолом Фомой Иисуса Христа Господом и Богом от лица всей Церкви является как бы преддверием нашего спасения. Мы знаем многих великих подвижников, которые не видели Христа, но были так в нем уверены, что стали святыми. Знаем преподобных, святителей, великих мучеников, которые, если бы такой крепкой веры не имели, на смерть не пошли бы ни за что. И это та вера, которую мы должны воспринять от них, научиться у них этому. Нам всё открыто, мы знаем, что такое спасение и сошествие Духа Святого на апостолов, знаем, что такое соединение с Богом через Причащение.

Нам остается только подражать этим святым, которые всю свою жизнь положили на служение Богу. Как Господь говорит: ищите прежде Царствия Божия и правды его, а все остальное приложится вам (Мф.6:33). То есть они так построили свою жизнь, что общение со Христом для них было самым главным. И нам с вами Фомино воскресенье напоминает о том, что на первом месте для нас должны быть твердое соединение с Богом и уверенность в Нем.

А как этого можно достичь? Только тогда, когда мы по-настоящему будем верить. Не бояться Христа, то есть не только бояться наказания за что-то совершенное, а бояться обидеть Того, кого мы любим. И чтобы мы вместе с апостолом Фомой могли в своей жизни, в своем сердце всегда говорить: «Господь мой и Бог мой».

Автор: священник Михаил Хайрутдинов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние