В Неделю 29-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец.
Когда мы открываем Евангелие от Матфея, нас часто удивляет начало первой главы. Возникает вопрос, зачем евангелист приводит этот длинный перечень имен?
Евангелие было написано около двух тысяч лет назад для христиан из евреев или иудеев, интересующихся христианством. Для них приведенное в тексте родословие Иисуса Христа говорило о многом.
Почему это родословие важно для нас? Мы принадлежим к другой культуре, в большинстве своем не знаем библейской истории, не понимаем символики. Не разбирая данный отрывок подробно, обратимся к некоторым важным моментам.
Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова (Мф. 1:1). Давид был известен не только как псалмопевец, боговдохновенный поэт, перу которого принадлежит около половины текстов Псалтири. Он был царем, и хотя происходил из простого народа, из пастухов, смог создать великую сильную империю.
Давиду было обещано Богом, что из его потомства придет величайший Царь, по-еврейски – Мессия, то есть Христос, Помазанник, имеющий особые Божьи дары. И, действительно, Иисус Христос – великий Царь вечного Царства, в которое вошли и мы, когда стали христианами. И начало оно получило в День Сошествия Святого Духа.
Но значительно раньше Давида в районе Месопотамии жил его предок великий праведник Авраам, который был призван Богом идти в чужую землю. Престарелому и бесплодному Аврааму Бог обещал многочисленное потомство и что в нем «благословятся… все племена земные» (Быт. 12:3). Казалось бы, Господь позвал его идти неизвестно куда, где у него нет ни родственников, ни друзей. Но он повиновался, так велико было его доверие Богу.
Аврааму, бездетному старику, было обещано Богом: Благословятся в семени (потомке. – Прим. авт.) твоем все народы земли (Быт. 22:18). В то время эти слова были непонятны, но через Священное Писание и всю библейскую историю проходит вера в исполнение этого обетования. Так и происходит: из потомства Авраама Бог создает особый народ, названный потом еврейским, задача которого – хранить веру в Единого Бога, потому что истинная вера везде угасала, уступая натиску язычества. Именно из потомства Авраама (и рода Давидова) явится Тот, Кто принесет величайшие блага всем людям земли – Христос.
О том, что пророчества сбываются во Христе, что Он и есть истинный Мессия, наделенный всеми дарами Святого Духа, и говорит евангелист Матфей.
Сколько государств на протяжении истории существования человечества возникало и приходило в упадок, а Церковь Христова пребудет до конца времен. И мы, христиане, в этом вечном Царстве живем, потому что принадлежим двум царствам – земному, чьи законы мы исполняем, и Небесному, где нет закона, но царит во всем Божия любовь и ответная любовь усыновленных Творцу людей.
Последним в родословии названо имя Иосифа, мужа Марии. Но при чем здесь Иосиф, если мы знаем, что Сын Божий родился без участия земного отца? В тексте Евангелия говорится: Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос (Мф. 1:16), то есть никакого противоречия здесь нет. По законам того времени имя ребенку давал отец, признавая тем самым его своим, даже если речь шла о ребенке приемном. Причем при усыновлении отец нарекал новое имя, показывая, что этот ребенок его законный.
В древнем мире при заключении брака было две стадии. На первой обрученная жена или, по-нашему, невеста, еще мужем не познанная (слово «невеста» происходит от глагола «не ведаю»), часто уже жила в его доме, выполняя определенную работу, но не имея супружеской жизни. Вторая стадия – собственно заключение брака и вступление в полноценные супружеские отношения. Про Деву Марию в Евангелии сказано, что Она была обручена, но до заключения официального полноценного брака оказалось, что Она под сердцем носит Ребенка: прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго (Мф. 1:18).
Здесь вновь есть проблема терминологии. О каком Духе Святом в тексте идет речь? Мы обычно под Духом Святым понимаем Третью Ипостась Святой Троицы. Но евреям тогда ничего об этом известно не было, ведь тайна Святой Троицы еще не была открыта. Говоря «от Духа Святого», они подразумевали «от Бога», потому что Бог и есть Дух Святой.
Поскольку Иосиф не знал тайну рождения Иисуса, он должен был поступить с Марией как предписывал закон: обличить и выгнать, чтобы её насмерть побили камнями, как осквернившую завет с Богом. То, что у нас является практически нормой, раньше являлось преступлением, за которое лишали жизни.
Будучи добрым и действительно праведным человеком (не только по форме, но и по своей сути), Иосиф не мог так поступить, и решил тайно отпустить Ее, хотя и он, и его дети находились в недоумении.
Но когда он помыслил это, – се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына (Мф. 1:20-21). А далее следует: и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их (Мф. 1:21). Нарекая имя Сыну, Иосиф становится Его законным отцом перед людьми и Богом, хотя фактически Иисус земного отца не имеет. Иисус переводится как «Бог спасает» или «Спаситель», и ангел далее поясняет, почему: ибо Он спасет людей Своих от грехов их (см. Мф. 1:20–21) – от того, что губит душу, ум, всю жизнь.
Совершая грех, человек, в первую очередь, вредит самому себе. Абсолютно изгладить вред, нанесенный душе, нельзя, можно его залечить, но «шрам» останется. Современная наука говорит, что мысль, слово и всякий поступок, оставляют след в мозге человека навсегда. И скверные слова, которые слетают с нашего языка, остаются нашим тяжким багажом навсегда.
Избегать этого нужно, чтобы мы могли духовно выздороветь и прийти в Небесное Царство духовно ожившими. Поэтому основная наша задача на земле – исцеление собственной души от всех греховных повреждений, которые мы ей нанесли и того духовного искажения нашей природы, которое мы унаследовали от наших прародителей.
Спасет людей Своих от грехов их, а свои – это кто? Вспомним обетование Аврааму: Благословятся в семени твоем все народы земли, которые станут новым народом Божьим, – то есть не только евреи, а те, кто призван стать новым народом – христианами, Божьими детьми, подлинными потомками Авраама.
Далее евангелист Матфей указывает на древнее пророчество: А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог (Мф. 1:22–23).
Иосиф наречет Сына заповеданным ему Богом именем Иисус, а народы впоследствии нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Как апостол Петр исповедал Иисуса Христа Богом, сказав: «Ты – Сын Божий», так и мы говорим, что, воистину, Он – Бог, Он с нами и в скорбях, и в радостях.
Во Христе Бог соединился с человеком и обновил нашу природу. Две тысячи лет прошло с тех пор, но мы с Богом встречаемся в молитве, чтении Священного Писания и Евангелия, исполняя Его волю и принимая святые таинства. В Причащении мы соединяемся с Ним духовно и телесно, потому что Он – Богочеловек и, принимая Его Тело и Кровь, мы принимаем Его внутрь себя, поэтому и можем сказать: с нами Бог!
Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус (Мф. 1:24–25).
Сегодняшнее евангельское чтение говорит о том, что родился Тот Самый Иисус, который за две тысячи лет до Рождества был обещан Аврааму, а потом и царю Давиду. Это Мессия, Который принесет спасение всем народам земли и создаст Царство, существующее уже две тысячи лет и Его Царству не будет конца.
Божье Царство существует и в небесном мире, и в земном. На земле – это Царство благодати, когда Господь действует в нашей жизни через силу Духа Святого и спасает нас, ведет нас, помогает духовно выздоравливать. В небесном мире с Богом пребывают ангелы и души святых. Но откроется Царство Божьей Славы, когда снова придет Господь на землю, и туда можно будет войти не только духовно, но и телесно в Царство Славы Божией. Ведь и наше тело принимает в себя семя вечной жизни. Наше тело сначала должно умереть, его нужно «пересоздать» для того, чтобы оно восстало без пороков, без смертности. И это будет!
Сегодня, приближаясь к Рождеству Христову, мы читаем строки этого древнего пророчества. Оно идет от Авраама через многих людей, причем не только праведных, но и грешных; не только через евреев, но и через представителей других народов. Это очень важно для нас и свидетельствует о том, что Бог стал настоящим Человеком для того, чтобы мы могли с Ним соединиться, и как говорит один святой: «Бог стал Человеком, чтобы человек стал Богом», потому что мы – Его наследники.
По природе Бог непознаваем, но по силе Божьего действия, Его энергии мы можем познавать Творца, не только узнавать о Нем, но и знать Его и соединяться с Ним! Аминь.
Автор: протоиерей Борис Балашов
Источник: Клин православный