Благочестивым предкам еврейского народа было обещано, что из числа их потомков придет Божественный Посланник – Мессия, по-гречески – Христос.
Во времена римской оккупации Иудеи, у ее жителей возникло понимание ожидаемого Мессии как национального лидера, военачальника, царя, который создаст еврейскую империю и победит всех врагов-язычников.
Если Иисус из Назарета открыто объявил бы Себя Мессией – Христом, тем, Которого ждут большинство иудеев, тогда евреи с удовольствием взялись бы за мечи и копья и пошли бы воевать, подняв восстание против римлян, и, конечно, проиграли бы. Евреи ждали необыкновенного царя. Христос не отрицает то, что Он Царь. Но только Он не царь над каким-то земным царством, где есть правительство, войско, территория, – Он Царь всего мира!
Зачем Христос совершает торжественный вход в Иерусалим? Его с радостью приветствовала при входе в город толпа евреев – в ней были люди, которые уже знали Иисуса и шли с Ним из Галилеи, и жители Иерусалима – свидетели воскрешения Лазаря. Это совсем не те люди, которые будут кричать через несколько дней «Распни Его», – то будут нанятые еврейскими начальниками иудеи. Всегда же были, есть и будут продажные наемники, которые будут кричать то, что от них потребуется. Мы тоже убеждались в этом не раз, на примере того же Майдана. И хотя Вход Господень в Иерусалим не сопровождался таким скоплением народа, Христос действительно шел как Царь, и Он не отрицал того приветствия, которое приносила Ему толпа.
Но вот что удивительно: Иисус Христос въезжает в город не на боевом коне, а на мирном животном – осленке, и происходит это потому, что Он не тот Царь, который прокладывает себе дорогу к победе оружием, а Тот, Который идет Сам пострадать и умереть за свой народ, чтобы потом Воскреснуть и принести всем людям победу над грехом и смертью!
Вот в этом суть того, что происходит, и это нашло отражение в богослужебных текстах праздника. Есть старая традиция, которая многим из нас неизвестна. На всенощном бдении положено стоять в храме с вербами и с горящей свечой.
Веточки вербы мы приносим, поскольку у нас в Подмосковье пальмы не растут, и они символически указывают на то, что Сын Божий идет к Кресту и погребению, а свеча – символ Воскресения Христова, знак того, что через Крестные страдания и Воскресение из мертвых Господь спасает нас. Только Его народ – это не по национальности, не генетически, а те люди, которые уверовали в Евангелие и приняли его как основу своей жизни, то есть усыновились Христу. И мы встречаем Христа, идущего на этот подвиг любви.
Великий пост в пятницу завершился, а Лазарева Суббота и Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье) – два дня, которые соединяют два поста, 40-дневный Великий пост и пост Страстной седмицы. Пост телесный в это воскресенье ослабляется, поэтому за трапезой благословляется рыбная пища.
Но с понедельника начинается пост Страстной седмицы, когда мы стараемся пройти вместе со Христом весь тот скорбный путь, который Он прошел в последнюю неделю Своей земной жизни. Те, кто не может ходить в храм в эти дни, – работающие, занятые люди, постарайтесь, по крайней мере, дома прочитать соответствующие евангельские отрывки и тексты церковных песнопений.
А кто может сходить в храм, обязательно сходите! Потому что именно пройдя этот путь духовно со Христом, мы сумеем по-настоящему и глубоко ощутить Его победу – Светлое Христово Воскресение!
Автор: протоиерей Борис Балашов
Фото: Галины Акуловой
Источник: Клин православный