«Юноша! тебе говорю, встань!»

В Неделю 18-ю по Пятидесятнице
Лк. 7:11-16

Сегодня мы читали за богослужением короткий отрывок из Евангелия от Луки. В нем говорится о событии, произошедшем вскоре после того, как Иисус Христос начал своё служение, и когда люди, искренне ищущие Бога и стремившиеся Его волю исполнять, были в неком недоумении относительно Христа: Кто же Он?

Еще за полтора тысячелетия до пришествия Христа в мир пророк Моисей говорил: восстанет иной пророк, бОльший меня, такой же, как я – Его слушайте (см. Втор. 18:15). Что значит «такой же, как я»? Моисей вывел людей из Египта – «земли рабства», где евреи были обречены на уничтожение. Закон Бог тоже дал через Моисея, и в этом его исключительность по сравнению с другими пророками Ветхого Завета.

В этом сопоставлении Моисея и «иного пророка», под которым подразумевается Иисус Христос, содержится намек на то, что грядущий Мессия тоже выведет Свой народ из рабства, только не египетского, а рабства греха и смерти. Он откроет своему народу волю Божью, как некогда это делал Моисей.
Потому и к Иоанну Крестителю иудеи обращались с вопросом: «Кто ты? Пророк?» – но он отвечал: «Нет!» – хотя, конечно же, был величайшим пророком Ветхого Завета, но не тем, о котором говорил Моисей и пришествия которого ожидали иудеи.

О Мессии в далёком прошлом говорил и пророк Исаия: «Он придет и спасет вас. Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь» (Ис. 35:4–6), – то есть время Его пришествия будет особым! И вот пришел Христос, сбываются древние пророчества, и хотя последние четыреста лет чудес на земле Палестины не было, люди совсем не готовы признать в Иисусе из Назарета Спасителя мира.
Господь проповедует, окруженный толпой народа. Среди этих людей есть люди, ищущие Бога и просто любопытные, есть те, кто не принимает Его слов, ища, к чему придраться. И в наше время многие верующие воспринимают Христа как Помощника, а слово Его – Евангелие – так, между прочим! Это трагическая ошибка, ведь без веры в Христово Евангелие не будет ничего: Христос смотрит не на поданные записки, свечи и слова наших прошений, а в первую очередь на наше сердце, наше отношение к Богу и людям. На то, кем мы считаем себя: умными животными или Божьими детьми, для которых основной закон – закон христианской любви.

Иисус Христос до тридцати лет жил со Своей семьей: Матерью – Девой Марией, праведным Иосифом и его детьми, ставшими Ему сводными братьями и сестрами, – и трудился, был рабочим-плотником. В тридцать лет Иисус вышел на Своё служение, хотя, в чём состояла его суть, окружающие не понимали. И даже Деве Марии, которая более других могла это осознавать, не до конца была открыта эта тайна.

В сегодняшнем чтении мы слышали, что Господь и народ, который за Ним следовал, встретили за городом траурную процессию: хоронили единственного сына вдовы из Наина. Иисус уже много раз сталкивался со смертью: умер Иосиф, умирали родственники, соседи, это было обычным делом.
Иудеи хоронили людей в специальных пещерах, и процессия сейчас направлялась в сторону кладбища. Эти похороны не были пышными: покойника несли на деревянных носилках, завернутым в полотно. Вдова не могла быть богата, её социальное положение было самым уязвимым в тогдашнем еврейском обществе. Когда-то эта женщина отдала свою любовь человеку, с которым связала свою жизнь, Господь дал им чадо, и, когда умер муж, сын остался для неё единственным утешением. Да, умирают люди в разном возрасте – пожилыми, молодыми и совсем юными. Но Господь увидел не только смертельную скорбь этой одинокой, уже немолодой женщины и перспективу её дальнейшей жизни – быть приживалкой в чьём-то доме или нищенствовать, – но и нечто иное.

Скорбь о близких бывает эгоистичной, а бывает святой. Чаще, конечно, это первый вариант: «Как же мне плохо без него, как я буду жить дальше?» Такой человек скорбит не об умершем, а о себе самом. Когда же думают о ближнем, то приходит такая мысль: «А каково ему там, за чертой земной жизни? Как ему помочь?».

Практически все древние люди понимали, что там ничего хорошего их не ждёт. Там – ад, царство тьмы, которое на разных языках называлось по разному: и «царство теней», и «царство Аида», евреи называли его «шеол» – место темное, безнадежное, унылое и скорбное. Ведь райский мир был закрыт в результате грехопадения человека и повреждения его духовной и телесной природы.

Эта женщина скорбела не только о себе, но и, в первую очередь, о загробной участи души своего сына, который жил здесь на земле, вероятно, с верой. Видимо, поэтому она и привлекла внимание Христа.

Увидев, что происходит в её душе, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! (Лк. 7:13-14). У евреев считалось осквернением дотронуться до покойника, но Христос делает это. Что значит сказать встань, если душа человека уже разлучилась с телом? Мы знаем, что бывает состояние клинической смерти, но оно кратковременно: если человек находится в нём более трёх минут, в его мозгу происходят необратимые последствия, и даже, если его реанимируют, человек уже не будет полноценным.

Но этот юноша встал! Он был здоровым и способным к жизни, и народ был в страхе и изумлении. И те из присутствующих, кто вникал в Священное Писание, говорили: Бог посетил народ Свой (Лк. 7:16). Посетил – значит, пришёл, началась новая эпоха, когда Он – с нами.

А что это событие значило для самого юноши? Произошедшее с ним сопоставимо с воскрешением Лазаря, хотя времени между смертью и воскрешением прошло меньше. Душа юноши попала в ад, оказалась в состоянии отчаяния и безнадёжности. Но Господь освободил душу от скорби и восстановил его тело для полноценной жизни. Думаю, пройдя через это, тот молодой человек не смог не стать в дальнейшем христианином. Конечно, спустя какое-то время он всё равно умрёт, но если он со Христом – он не попадёт в ад снова, ведь ад будет разрушен Крестной смертью Христа и Его Воскресением! Путь к вечной радости в Царстве Небесном начинается с веры в Христово Евангелие через таинства Крещения и Причастия и богоугодную жизнь.

Важный момент для всех нас: не скорбь о себе, а святая скорбь об умершем была услышана Господом. Он обрадовал мать не только тем, что вернул ей сына, но и тем, что избавил его душу от адского плена.

Господь всякого человека утешит в скорби, если он пришёл к Нему, стал Его духовным чадом. Но в этом воскрешении Христос всем нам показывает возможность победы над греховным искажением нашей природы и его следствием – смертью и адом. Спаситель вырывает человеческую душу из ада, откуда её, казалось бы, вернуть уже нельзя.

Мы скажем: «Что же, ада теперь не существует?» Нет, он, конечно есть, но для тех, кто не захотел ответить на Божью любовь. Ад в настоящее время – понятие условное – это состояние (место) предначинания (начала) вечной скорби. А все, кто умерли с Богом, пребывают в предначинании вечного блаженства. Оно только еще начинается для них, но не раскрылось во всей полноте. Всё обретет свою полноту после Второго Пришествия Христова при всеобщем воскресении.

Мы верим, что Христос пришёл не просто для того, чтобы помочь нам в земной жизни, хотя, конечно, Он нам помогает и сейчас. Но в первую очередь Он смотрит на сердце человека: для кого тот хочет жить – для себя или для Бога? В сердце бедной вдовы он увидел святое стремление к Богу. Она не просила Бога воскресить сына, но Господь Сам видит наши скрытые желания и поможет, но не всегда так, как мы это себе представляем. Христос не дал ей пенсию, денег, но вернул живого сына, а разве это не дороже любых земных ценностей?

Мы живём не для смерти, а для жизни! И если мы жили с Богом, то, умирая, мы проходим через пространство смерти туда, где Господь, в преддверие вечной блаженной жизни. А если кто-то жил не так – не имел глубокой веры, не ответил на любовь Христову – мы можем не только слёзы лить об этом человеке: если у нас есть настоящая любовь, мы направляем свои силы на то, чтобы этому человеку там было лучше. Реально помочь другому можно только тогда, когда мы начинаем приводить в христианское состояние свою собственную душу. Начинать надо всегда с себя. Вникая в Священное Писание, совершая покаяние и исправление своей жизни, устремляясь к Богу искренней молитвой, мы становимся способными помочь и другим. Равнодушных и озлобленных Бог слушать не будет. Вера, согретая любовью к Богу и людям, добрые дела, совершаемые ради наших близких, могут многое изменить и в состоянии наших усопших.

Поэтому надо не скорбеть о том, что мы потеряли близких людей, а заботиться о тех, кто перешёл в мир иной. Веря, что для них возможна жизнь в вечной радости, нужно направлять свою любовь, свои усилия, свои добрые дела, чтобы помочь им там, за границей этого мира для этой вечной радости созреть. Аминь.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние