«Христос Воскресе, радость моя!»

Проповедь протоиерея Александра Союзова в день памяти преподобного Серафима Саровского, Неделю 6-ю по Пятидесятнице.

Сегодня мы празднуем память преподобного Серафима Саровского. Иногда добавляют «святого девятнадцатого века», но это неверно: да, жил он в это время, но святым стал навсегда. Этот святой, которого мы все так любим, в чью обитель часто ездим и к кому так часто обращаем молитвы, встречал всех пришедших к нему словами «Христос Воскресе, радость моя!». И эти слова проникали людям в сердце, пробивали ту греховную расслабленность, которая очень часто нас с вами поражает.

Мы всё знаем: знаем, что нужно ходить в храм, читать Священное Писание, очень часто у нас дома в фоновом режиме работает теле- или радиоканал : «Радонеж» / «Спас» / «Союз»/ Радио «Вера»…., но мы почему-то не становимся ближе к Богу. Почему? Потому что сердце наше не там. Священное Писание передает нам слова Христа: где сокровище ваше, там будет и сердце ваше (Мф. 6:21), и люди, которые слышали эти слова тогда, в отличие от нас, прекрасно понимали, о чём речь.

Мы немного одурманены анатомией, сердце для нас – мышца (миокард), которая сокращается и гоняет кровь. Где оно расположено, нам тоже понятно: когда после смерти патологоанатом вскроет тело, то вряд ли найдет его в ноге. В отличие от нас, восточный человек понимал, что «сердце» – значит «внимание». А где наше внимание? Да где угодно! Заболела нога – оно направлено на ногу, заболел ребенок – на ребенка, призошло какое-то имущественное недоразумение или случилась неудачная сделка – внимание уже там, но снова не там, где должно быть. А вот батюшка Серафим сумел собрать своё сердце, своё внимание на имени Бога (как говорят, «соберись со вниманием»).

Неверующий человек, материалист, может возразить, мол, сколько «халва» не повторяй, во рту сладко не станет, мы же учим совершенно другому! Если человек повторяет имя Бога и, обращаясь к Нему, призывает Бога, он соединяется с Ним. Бог приходит к нему. Даже незнакомый человек оборачивается, когда слышит своё имя, так неужели любящий Бог от нас отвернётся, когда мы зовём Его? Но как нужно звать? Со вниманием, оставив все свои «горящие лампочки» в виде постоянных дел и новостей, которые мы должны отслеживать, как мы думаем, а то вдруг что интересное пропустим! В итоге, в погоне за «интересным», мы пропускаем самое главное – своё общение с Богом.

Нам хватает времени на всё, что угодно, только не на молитву. Только не на то, ради чего мы все живём. Мы к сожалению, часто забываем, насколько мы огромны! В Священном Писании читаем: какой выкуп даст человек за душу свою? (Мф. 16:26) и понимаем, что не хватит всех сокровищ земли! А скажи об этом какому-нибудь феодалу-рабовладельцу, он ответит: «Какой ценник? Сколько нужно людей тебе приведу», – потому что говорит о теле, а не о душе.

Душа безгранична! Во сне мы можем побывать всюду, и это подсказка, что душа не знает времени и пространства, но мы себя загоняем в рамки этого тела и знаем только: поесть и попить, чтобы поработать, а затем вновь поработать, чтобы поесть и попить. Вот и всё. К сожалению, с самого детства нам закрывают это окошечко в мир иной, не воспитывают должным образом, и мы таким же образом не воспитываем наших детей и внуков. Не показываем им, что человек родился, чтобы стать святым, а не для того, чтобы прожить здесь на земле, потом упасть от какой-нибудь болезни и оказаться там на полутораметровой глубине. Он, как гусеница, должен здесь поползать-поползать по земле, и в конце концов стать бабочкой, чтобы подняться в Царство Небесное, – опять же, в том случае, если человек знает, что Оно — Царство Небесное, есть.

Почему же из наших уст не так звучит радостное приветствие Серафима Саровского, с которого я начал сегодняшнюю проповедь? Да потому, что оно идёт только из уст, но не из сердца! Нет у нас в сердце этих слов! В уме есть, в сердце – нет!

Какие-бы Господь ни посылал испытания, мы очень любим искать внешних врагов: и эти нам хотят сделать плохо, и те… Вспомним вновь слова Священного Писания о том, что и волос с головы человека упасть не может без воли Божьей (см. Лк. 21:18). Не там и не того мы ищем! Вместо того, чтобы искать Бога в своём сердце, к Богу его прилеплять, мы постоянно занимаемся поиском внешних обидчиков и агрессоров. Всегда было плохо тем, кому плохо и хорошо тем, кому хорошо! А хорошо может быть только в одном случае: если человек с Богом соединился. Когда сердце пребывает с Ним, человеку плохо не сделаешь — он святой уже сейчас!

В Дивеево были, наверное, все. Есть святой – есть город вокруг. Никто специально там ничего не строил. Просто любовь батюшки Серафима, его благодать, Бог, который через него дает возможность Себя ощутить, присутствует там. И это не самовнушение, это ощущается сразу, стоит только выйти из автобуса или машины, – мы чувствуем это даже не входя на монастырскую территорию.

И мы тянемся к этому, а когда видим, как из руин, которые, казалось бы, никогда не будут восстановлены, возрождается всё это великолепие, понимаем, что это чудо. Это не государственный проект, это проект Божий, который нас с вами, как того расслабленного, которого четверо друзей на носилках носили, в одно касание приподнимает, когда мы приезжаем на эту землю святую. Тяжело оттуда возвращаться: снова возникают все эти присоски, которые готовы всё из нас вытянуть. Но опять же, почему? Да потому что мы с собой Бога оттуда не взяли – побыли в обители, походили, подзарядились чуть-чуть, а с собой не взяли. А наша задача – научиться с Ним жить. Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние