Христос и богатый юноша

В Неделю 12-ю по Пятидесятнице.
Мф. 19:16-26

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Сегодня мы слышали отрывок из Евангелия от Матфея, в котором рассказывается, как некий богатый юноша подходит ко Христу и спрашивает Его: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

Господь отправляет его к ветхозаветным заповедям: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя. Но юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей (см. Мф.19:16-20), и говорит это искренне. Он действительно думает, что если он соблюдает эти заповеди, то он достоин Царствия Небесного.

Что это значит в представлении иудеев? Приход Мессии делает еврейский народ главным во всем мире, даёт благоденствие. И главное условие для вхождения в Царство Мессии – быть среди избранных – богатых, влиятельных и благочестивых людей, которые соблюдают заповеди и Богом любимы.

Эти убеждения были впитаны евреями буквально с материнским молоком. Именно статус и достаток человека свидетельствовали, что Господь к нему благоволит. На этом основании строили своё мировоззрение многие поколения, а тут Иисус Христос этому юноше как будто ушат холодной воды на голову выливает: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах (Мф. 19:21). Не удивительно, что юноша опечалился! В этот момент рухнула вся его идеология.

Оказалось, всё наоборот: богатство, которое имел этот человек, слишком привязывало его к земной жизни, и отказаться от него в данный момент он не мог. Когда мы читаем эти слова, кажется, что к нам они не относятся, ведь не так уж мы и богаты в большинстве своём. Но ведь только соблюдение заповедей не спасает, нужно научиться любить и, в первую очередь – Бога. Нужно стать нищими духом, потому что именно им принадлежит Небесное Царство (см. Мф.5:3).  Для этого необходимо осознать, что всё, что мы имеем – не наше, это дар, то, что дано во временное пользование. А нам кажется, что это и есть смысл нашей жизни.

Есть много вещей, к которым мы привязаны: не обладая солидным счётом в банке, мы поглощены своими интересами, увлечениями, от которых боимся отказаться и на этом основании строим свою жизнь.

Христиане, которые жили раньше, подчас не имели вообще ничего, многие из них были крепостными, и жили, уповая на Бога – в Бога богатели. Сейчас ситуация, конечно, иная, но все мы имеем то, с чем расстаться не готовы. Нам кажется, что нужно многое в жизни успеть, но это «многое» главным образом и состоит из наших зависимостей. Если бы мы действительно любили Бога, то стремились бы от них освободиться, – как монахи, которые уходят от мира, посвящая свою жизнь молитве и служению Ему. Они ничего другого не желают, только бы эту связь с Господом в своём сердце сохранить.

Господь часто даёт благосостояние человеку, видя его стремление строить жизнь на основании любви к Богу и людям. Раньше в России это проявлялось ярче – было развито меценатство, на пожертвованные средства содержались больницы, школы и приюты. Состоятельные люди разумно распоряжались своим богатством – использовали его во благо других, а не только в личных целях, понимая, что в этом и есть назначение данного им Богом благосостояния.

Мы тоже должны стараться ставить любовь к Богу на первое место в жизни, и у нас есть обетование: невозможное человекам, возможно Богу (Лк. 18:17). Видя наше искреннее стремление измениться, при всей нашей немощи и прилеплённости к земле, Господь поможет это исправить. Будем помнить, что не только исполнение заповедей важно для нас, а расположение сердца – чтобы исполняя их, мы становились ближе к Богу, сроднялись с Ним. Потому что Царствие Его заключается именно в единении Бога и человека. Если через соблюдение заповедей в нашей земной жизни это единение произошло, значит Царствие Божие открылось для нас.

Поэтому очень важно для нас, чтобы мы к Богу прилепились и не отступали от Него ни при каких обстоятельствах, ведь, если победить своими силами искушения невозможно, то с Богом возможно всё. Аминь.

Автор: священник Михаил Хайрутдинов

Источник: Клин православный 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние