Выдающийся российский пианист, дирижер и композитор Михаил Плетнев выступил в Клину на фестивале имени Чайковского с сольной программой в качестве пианиста

01 мая в Клину в Государственном мемориальном музыкальном музее-заповеднике П.И.Чайковского в рамках фестивальных торжеств в честь юбилея композитора состоялся концерт М.В.Плетнева.

В программе были заявлены «Детский альбом» Чайковского в первом  отделении концерта и Большая соната соль мажор, соч.37 во втором  отделении.

Михаил Плетнев изменил очередность отделений, сыграв сначала Большую сонату,   а во втором отделении «Детский альбом».

Исполнения «Детского альбома»  знатоки творчества Чайковского ждали с нескрываемым интересом. Во-первых, Плетнев, вероятно, впервые в истории музыкального исполнительства сделал это сочинение П.И. Чайковского  репертуарным для концертирующего пианиста. Во-вторых, ранее Плетнев в исполнениях и в записях «Детского альбома»  создавал свою интерпретацию развития сюжета в цикле, выстраивая последовательность пьес в нем.

На концерте 1 мая в Клину Михаил Васильевич Плетнев ВПЕРВЫЕ исполнил это произведение из 24-ёх пьес в первой авторской, самого П.И.Чайковского,  последовательности пьес, которая зафиксирована в рукописи композитора, но затем была изменена уже при первом издании. Обстоятельства изменения остаются до конца неизвестными. Вчера М.В.Плетнев представлял публике совсем другое прочтение Чайковского,  как для себя лично, так  и, пожалуй, вообще для концертной практики. Он последовал первому авторскому замыслу, отражавшему изначальный смысл цикла, его идеи: картины мира, человеческой жизни глазами ребенка. Как и у Чайковского в рукописи цикл завершился, непривычно  для сложившейся традиции. Сначала прозвучала пьеса «В церкви», а за ней «Шарманщик поет» как образ и символ вечной  повторяемости человеческой жизни.

«Ранее Михаил Плетнев допускал ряд существенных перестановок номеров внутри сборника, меняя их традиционную последовательность, выдвигая, тем самым, свою «версию» относительно «сюжетных ходов» и целостной драматургической концепции цикла, — говорит доктор искусствоведения Полина Ефимовна Вайдман. – На сегодняшнем концерте Плетнев впервые исполнил Чайковского в изначальной  авторской последовательности, представив слушателям глубокий философский смысл авторского замысла в его истинно подлинном виде, и совсем уж недетском миропонимании художника».

В заключение концерта, на «бис» М.В.Плетнев исполнил  одно из последних сочинений композитора — «Размышление», ор.72, написанное в клинском  доме в 1893 году.

Как напомнила П.Е.Вайдман, Михаил Васильевич Плетнев был  в Клину впервые в день рождения Чайковского в канун своего выступления на конкурсе Чайковского. А затем, вплоть до 1990-ого года, не реже двух раз в год приезжал в клинский дом композитора.

В 1985 году М.В.Плетнев в Клину впервые исполнил эту программу – из Большой сонаты и Детского альбома. «Большая соната – это громадное философское произведение для фортепиано, а Детский Альбом, хотя и называется детским, он совсем не детский. Он о жизни. Так что в целом эти музыкальные произведения      — это рассказ о мире, о жизни. Это глубокие философские произведения. Михаил Васильевич их именно так и играет. Он играет их циклом. И сегодня, на фестивале в честь юбилея Чайковского, эта программа, спустя четверть века, вернулась в Клин. И я счастлива этому обстоятельству», — подытожила Полина Ефимовна Вайдман.

Администрация Клинского района

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние