Воздвижение Креста Господня

В древности, когда христиан было совсем еще мало, окружающие их не любили. Считали людьми безумными и обвиняли в ненависти к роду человеческому. Вот ведь удивительно! Тех, кто впервые в мире сказал, что «Бог есть любовь», почитали человеконенавистниками.

Но понять этих людей можно. Для того чтобы оценить человека, иногда достаточно знать, кому или чему он поклоняется. Кому поклонялись язычники? Если бы мы спросили их об этом, они показали бы нам изваяния своих богов, многие из которых действительно прекрасны.

А христиане? Чему поклоняются они? Кресту! Чтобы понять, каким безумием это представлялось людям первых веков нашей эры, нужно постараться взглянуть на мир их глазами. Наверное, каждый из них в те времена хоть раз в жизни видел распятие. Не изображение распятия, какое можем видеть мы, а самое настоящее распятие. Это была казнь одновременно мучительная и позорная, к которой приговаривали самых злостных преступников. Для человека того века крест был символом смерти, смерти страшной и постыдной. Ни один нормальный человек, казалось современникам первых христиан, не может поклоняться такому чудовищному символу.

Но уже спустя примерно триста лет после крестной смерти Спасителя император Константин, идя в бой, велит начертать этот символ на щитах воинов, потому что перед решающей битвой он увидел на небе сияющий крест и надпись: «Сим победиши». Император поверил откровению свыше, тогда еще толком не понимая его смысла, и действительно одержал победу над превосходящим противником. И эта победа расположила его по-другому взглянуть на христианство, получше узнать, во что же верят и на что уповают почитающие крест люди, побудила прекратить гонения на христиан, длившиеся без малого три века, и в конце концов самому стать христианином.

А через несколько лет его мать, царица Елена, отправляется в Иерусалим, чтобы отыскать тот самый Крест, который является первообразом всех христианских крестов. И найдя, воздвигает на возвышении для того, чтобы все желающие могли ему поклониться. В честь этого события устанавливается праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, который мы будем праздновать 27 сентября. Отныне изображение креста становится для миллионов людей самым любимым и дорогим.

Хотя некоторым наша любовь к крестному знамению остается непонятной и поныне. Среди них были и есть очень просвещенные, даже гениальные люди. Так, Лев Николаевич Толстой в романе «Воскресение», описывая богослужение, совершающееся в тюрьме, говорит следующее: «Никому в голову не приходило того, что золоченый крест с эмалевыми медальончиками на концах, который вынес священник и давал целовать людям, был не что иное, как изображение той виселицы, на которой был казнен Христос именно за то, что Он запретил то самое, что теперь Его именем совершалось здесь». «Как это возможно?» – недоумевает писатель. И действительно, есть ведь пословица: «В доме повешенного не говорят о веревке». Тем более не стоит, казалось бы, в доме распятого говорить о кресте. А мы, христиане, окружили таким почитанием орудие казни Самого Любимого нами. Это было бы вполне логично, если бы жизнь Христа совершенно закончилась на Голгофском Кресте. Именно так думал Лев Толстой и многие другие, которые не верят в воскресение. Но мы-то верим! И это меняет все.

В жизни часто победа оборачивается поражением. На Голгофском Кресте совершилось противоположное. Поражение обернулось победой. Впрочем, надо уточнить: чье поражение и чья победа.

С тех пор, как через лукавство диавола и трагическую ошибку первых людей в мир вошло зло, оно ведет непрекращающуюся борьбу с добром. Вся человеческая история – история этой борьбы. Временами торжествует одно, временами – другое. Борьба добра и зла – это борьба жизни и смерти, любви и себялюбия. И вот, когда на Голгофе распинали Иисуса Христа, эта борьба достигла наибольшей остроты. Смерть Господа была поражением добра и любви. Неправда, себялюбие, смерть, зло торжествовали победу. Однако торжествовали преждевременно. В третий день Христос Воскрес из мертвых, и теперь стало ясно, Кто на самом деле Победитель. Символ смерти и унижения отныне стал знамением торжества добра над злом, жизни над смертью. И хотя лично для нас эта борьба еще продолжается, но в вечности она уже одержана, и мы с вами приобщаемся ей силою Честного и Животворящего Креста Господня.

Протоиерей Игорь Гагарин, настоятель Иоанно-Предтеченской церкви с. Ивановское Московской области

Автор: протоиерей Игорь Гагарин

Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние