Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня

Нынешний праздник, полное название которого – Всемирное Воздвижение Честнаго и Животворящего Креста Господня, имеет в себе элемент воспоминания о событии, которое произошло IV в.

Около 326 г. царица Елена, мать царя Константина, отправилась в Палестину, чтобы выполнить его поручение. Она нашла святые места, которые были связаны с земной жизнью Господа нашего Иисуса Христа, но важнейшей целью экспедиции равноапостольной Елены было обретение подлинного Креста Христова. Почему так важен был этот Крест? Это же орудие казни, как можно его почитать?

Однажды я беседовал с одной женщиной иеговисткой. Этот разговор был очень ярким и запомнился, потому что с одной стороны, я натолкнулся на полное непонимание смысла веры Христовой, а с другой – на этом фоне ещё ярче проявилась значимость Креста для людей православных.

– Как же вы можете целовать крест? Это равносильно тому, что мать будет целовать револьвер, из которого застрелили её сына. Это же полнейшее безумие! – сказала она.

– Всё верно. Если чей-то сын был побеждён и поэтому застрелен, – это безумие, – ответил я. – Но если сын победил врагов и освободил людей от рабства с помощью этого револьвера, тогда он перестает быть орудием поражения, а, напротив, становится орудием спасения.

Да, Христа убили на Кресте, но есть смерть телесная, а есть духовная. Спаситель не противился позорной казни и врагам, которые хотели Его убить, потому что Его задача была не Себя спасти, а людей.

Он отдает Свою жизнь на Кресте, погружается в смерть, сходит душой во ад и разрушает его. Иисус Христос проповедует там Евангелие и тех, кто уверовал, освобождает от адского состояния и изводит из адской темницы.

Мертвое тело Христа не разлагается, более того, оно соединяется с душой и воскресает. Не так, как воскресли те люди, которых Спаситель возвращал к земной жизни. Они всё равно потом умерли. Сын Божий обретает вечную жизнь Небесного Царства, преодолевает искаженность человеческой природы и эту победу несёт всем нам!

Поэтому Крест Христов – это выражение самоотверженной и жертвенной любви Христовой. И когда царицей Еленой был найден Крест, обагрённый Его кровью, – свидетель и орудие этой любви, в его подлинности удалось убедиться почти сразу же.

Во время поисков были найдены три креста, и возник вопрос: «Какой же из них Христов?». Стали возлагать их на больного, и при наложении третьего креста, он исцелился. Тогда стало ясно: вот он, Животворящий Крест.

Поскольку собралось громадное количество народа, чтобы увидеть Крест, епископ Иерусалимский Макарий взял его и с молитвой и благоговением стал поднимать на все четыре стороны, благословляя народ. «Господи, помилуй!» – взывали люди, потому что всем сердцем отвечали на дивную любовь Христову. Крест, как выражение этой любви, был им дорог.

Начинается почитание Креста. Казалось бы, это неодушевленный предмет, деревяшка, но на этом Древе Христос одержал великую победу ради человека и Воскрес, совоскресив нас с Собой, даруя всем людям воскресение.

Поэтому для нас Крест Христов – святыня. И не имеет значения, что мы прикладываемся не к тому самому Кресту, на котором был распят Господь. Для православного человека Крест – как икона, образ, и, по учению Церкви честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу.

Крест имеет великую силу. Как воины используют в битве оружие, так христиане в борьбе с искушениями, трудностями, скорбями и себя, и близких, и свой путь, и предметы вокруг осеняют крестом. Во время литургии священник благословляет крестным знамением хлеб на дискосе и вино в чаше, и силою Креста Христова они становятся Святыми Дарами – Телом и Кровью Воскресшего Господа.

Поклоняясь образу креста, мы поклоняемся тому Кресту, на котором Христос распят, силу того Креста принимаем. Праздник Воздвижения – не только и не столько воспоминание событий церковной истории: мы здесь и сейчас совершаем поклонение Кресту и им благословляем нашу жизнь, наш храм, город, людей, которые в нём живут, наше Отечество.

Мы призываем силу любви Христовой, отображённую в Кресте, им освящаемся. Но надо помнить, что на любовь Христову мы можем ответить только своей любовью. С праздником! Аминь.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние