Владимир Иванович Танеев

1397827237_taneev_v

Владимир Иванович Танеев, общественный деятель, юрист, социолог, философ родился 5 сентября 1840 года в городе Владимире в дворянской семье. Дворянский род Танеевых известен с начала ХVII века и тесно связан с историей Владимирского края. Предки В.И. Танеева неоднократно были предводителями дворянства.
Отец В.И. Танеева, Иван Ильич, занимал во Владимире должность советника палаты государственных имуществ, имел репутацию человека чистого, незапятнанного, безукоризненного. Иван Ильич был блестяще образован: он окончил курсы юридических, медицинских и словесных наук, защитил магистерскую диссертацию по филологии, увлекался музыкой.
Владимир Танеев поступил в училище правоведения в Петербурге и в 1861 году его закончил. По окончании училища Танеев состоял на службе (1865-1897) в петербургской и московской адвокатурах.
В 1863 году он жил в Париже и самостоятельно занимался изучением социологии и истории Французской революции 1789–1794 гг. Есть свидетельства современников о личном знакомстве Танеева с Карлом Марксом. Всю жизнь Танеев бережно хранил фотографию Маркса с дарственной надписью, присланную ему в 1871 году. В письме к М.М. Ковалевскому К. Маркс с глубоким уважением отзывался о Танееве, называя его «преданным другом освобождения народа».
С 1866 Танеев выступил защитником в ряде политических процессов, защищая участников «польского восстания» и «нечаевцев».
В 1871 году В.И. Танеев переехал из Петербурга в Москву, где продолжил адвокатскую практику. Здесь он собрал вокруг себя кружок передовой интеллигенции, который собирался в ресторане «Эрмитаж» на «академические» обеды. На этих встречах известные российские ученые, мыслители, деятели культуры А.Г. Столетов, В.В. Марковников, К.А. Тимирязев, М.М. Ковалевский, С.И. Танеев, П.И. Чайковский, И.С. Тургенев, М.Е. Салтыков-Щедрин, А.С. Бутурлин обсуждали вопросы политики, религии, искусства.
Политические и философские взгляды Танеева формировались под воздействием идей Н. Г. Чернышевского и А. И. Герцена, утопических социалистов Шарля Фурье и Клода Сен-Симона, материалистов. Танеев считал, что революционное будущее принадлежит рабочему классу. В 1870-е гг. он приветствовал возникновение 1-го Интернационала, выступал в защиту Парижской Коммуны.
Танеев печатался в журналах «Современник», «Отечественные записки», «Русские ведомости» и других. Большинство его трудов остались незавершенными. Неопубликованные работы мыслителя до сих пор хранится в архивах. Это «Естественная религия» (1876), «Социологическая эйритмия» (1876-1901), «Жизнь Конта» (1879-1881), «Ейтихология» (1880-1890), «Социализм и коммунизм» (1891), «Классификация наук» (1893), «Сто глав, в которых изображается социальная республика будущего» (1880-1881), «Замечания на реферат Гертвига» (1897-1898) и другие.
В 1883 году Танеев приобрёл усадьбу Демьяново в Клинском уезде. Владимир Иванович вдохнул в неё новую жизнь, превратив в своеобразное «культурное гнездо». В усадьбу приезжали А.М.Васнецов, А.Н.Скрябин, К.А. Тимирязев, семья Гнесиных, профессура московского и петербургского университетов. Немало теплых воспоминаний о Демьянове оставил Андрей Белый, проведший здесь годы детства и юности. Много времени проводил в усадьбе своего брата Сергей Иванович Танеев, выдающийся русский композитор и музыкант. К нему частенько захаживал Пётр Ильич Чайковский, чья усадьба была неподалёку.
Ко времени приобретения усадьбы Танеевым она находилась в упадке. Хозяйство поначалу было неприбыльным, едва обеспечивало потребности семьи Танеева. По распоряжению Танеева усадьба была перестроена, хозяйственные корпуса преобразованы в дачи с мезонинами и террасами, обращёнными в парк. На «демьяновские дачи» была очередь, но попадали туда в основном знакомые хозяев.
Демьяново обрело своё новое лицо и превратилось в место отдыха и творческую лабораторию для многочисленных гостей – видных деятелей русской науки и культуры последней четверти XIX – начала XX веков.
Дачники в Демьянове не просто отдыхали – здесь кипела творческая работа. В лабораториях ставились опыты, делались открытия. В большом доме устраивались спектакли, в которых принимали участие, как сами хозяева, так и все желающие. Приезд Сергея Ивановича Танеева становился праздником для всех обитателей Демьяново – каждый вечер он исполнял произведения Моцарта, Шопена, Бетховена. Все желающие могли послушать его игру.
Гордостью усадьбы были оранжереи, в которых выращивали персики и даже ананасы.
В 1900 году Владимир Иванович окончательно поселился в Демьянове.
В.И. Танеев был страстным библиофилом. В одиннадцать лет он собрал первую библиотеку — в основном «из детских» изданий; затем, в училище Правоведения начал собирать библиотеку русских беллетристов. Он покупал книги в магазинах, на Сухаревском рынке, у букинистов, за границей. Прекрасно подобранная библиотека Танеева содержала около 20 тысяч томов. Вначале она размещалась в московском доме в Чистом переулке, с каждым годом книги вытесняли все другие вещи из комнат.
В 1900 году книжное собрание было перевезено в Демьяново. Танеев уделял своей библиотеки много времени: разрабатывал систему библиотечной классификации, отсылал книги для переплета в Москву. Личная библиотека Танеева была образцом книгохранилища.
По преданию, после прихода к власти большевиков люди, пришедшие в усадьбу, чтобы её разграбить, хотели сжечь непонятную им библиотеку. Но в ящике письменного стола нашли фотографию Карла Маркса с автографом. Этот факт решил судьбу знаменитой библиотеки – её не тронули, оставили владельцу. Библиотекой заинтересовался нарком Луначарский. Он предлагал за нее владельцу 100 тыс. рублей, но Владимир Иванович отказался. На семейном совете Танеевы решили передать библиотеку государству безвозмездно. В 1919 году она была вывезена из Демьяново. Книжное собрание В.И. Танеева в числе других частных и прочих библиотек положило начало библиотеки Социалистической академии общественных наук.
После революции усадьба была передана Танеевым Давыдковскому волостному Совету. Только небольшой флигель и территория вокруг него были оставлены в пользование хозяину и его семье.
Советское правительство, оценивая выдающуюся деятельность Танеева, назначило ему в 1919 пожизненную пенсию.
На основании Постановления Совета Народных Комиссаров от 25 марта 1919 года его Председатель В.И. Ленин выдал Танееву Охранную грамоту, гласившую: «Гражданину Владимиру Ивановичу Танееву предоставляется право посещать библиотеку Совета Народных Комиссаров, а всем другим государственным библиотекам предлагается оказывать ему всяческое содействие в его научных работах и изысканиях. Всем советским властям предписывается оказывать гражданину Владимиру Ивановичу Танееву содействие в деле охраны как его самого, так и его семьи, жилища и имущества. В случае передвижения его по Российской Социалистической Советской Республике всем железнодорожным и пароходным властям предписывается оказывать гражданину Владимиру Ивановичу Танееву и его семье возможное содействие в деле получения билетов на поезд и предоставления места в поездах» (Ленин, В.И. Полн. собр. Соч. Т.50, с. 383).
Владимир Иванович Танеев скончался в октябре 1921 года. Он похоронен на Демьяновском кладбище.
Сын Владимира Ивановича в 1918 году некоторое время работал в Клинском земельном отделе в качестве агронома-консультанта и специалиста по торфу.
Рукописное наследие В.И. Танеева хранится в архивах Клина, Москвы и Санкт-Петербурга. В 1959 году была издана его книга «Детство, Юность. Мысли о будущем», а 1965 году Московский государственный университет выпустил книгу «Критика позитивизма В.И. Танеева».
Имя В.И. Танеева присвоено клинской школе №2, расположенной на территории его бывших владений. Память мыслителя также увековечена в названиях клинских улиц – улица Танеева, проезд Танеева.

Библио-Клин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние