Сретение Господне

В день празднования Сретения Господня

Дорогие братья и сестры, вы, наверное, уже успели заметить, что в песнопениях трёх Великих зимних двунадесятых праздников –  Рождества Христова, Богоявления (Крещения Господня) и Сретения Господня, Церковь использует оборот Солнце правды. Являясь гимнографической аллегорией, он имеет прямое отношение ко Христу: для нас Христос родившийся, крестившийся, принесенный во храм Пресвятой Девой Марией является тем Солнцем, которое дает людям свет праведности.

До эпохи первых христианских общин использовать термин «солнце» по отношению к Богу на языке правильной религии, исповедовавшей живого истинного Бога, было невозможно. Даже великий пророк Моисей в Книге Бытия, где говорится о сотворении мира, не использует слово «солнце», называя его просто светило великое (см. Быт. 1:16). Потому что обожествлять все, что окружало человека, было принято в языческой традиции. Язычники считали, что этот мир наполнен духами, с которыми необходимо было поддерживать связь.

В Римской империи мы встречаем то же самое. Понятно, что апостол Павел – миссионер среди языческого римского мира, но дело распространения Христова Евангелия завершается только к IV веку. Особенно сильным было противостояние языческого императорского Рима во IIIII вв. от Р.Х., когда огромное количество христиан мученически засвидетельствовали свою верность Христу.

В III в. император Аврелиан утверждает 25 декабря Днем солнца  – непобедимого солнца, и на официальном государственном уровне его следует праздновать как Новый год. Но что делает Церковь? Не вступая в отчаянную битву, она, как горлица, обнимающая своих птенцов, возводит то самое наименование Солнца в ранг аллегорий, которые можно отнести к Родившемуся Богомладенцу. Недаром Рождество Христово празднуется 25 декабря (по старому стилю).

Для христианского мира, который постепенно расширяется, непонятное обожествление небесного светила заменяется интуитивно близким по смыслу образом того глубинного внутреннего духовного света, который несет Христос – Солнце правды, праведности. Это истинное Солнце, которое согревает не только снаружи, но изнутри дарит тот свет, то тепло, которыми человек может жить вечно. Вот на таком языке Церковь обращается к миру язычников, не отвергая то, что было установлено.

Об этом же говорят песнопения, тексты праздников Крещения и Сретения Господня. Обратимся к тропарю сегодняшнего праздника: Радуйся, Благодатная Богородице Дево,/ из Тебе бо возсия Солнце Правды – Христос, Бог наш,/ просвещаяй сущия во тьме./ Очень интересно, что Церковь не разрушает привычных для языческого мира образов, но пытается согреть любовью и наполнить их иным смыслом, по примеру Христа, который как обычный человек, не отвергая ни установленные законы, ни местные порядки, не отвергая и нашу природу, какой бы она не была, входит в нашу жизнь. Христос входит в нее, наполняя теплотой и смыслом, тем светом, без которого бы мы умерли навечно.

Современные ученые говорят о миллиардах лет, на которые солнце потухнет. Нам это сложно представить, но существует некая точка конечности этого мира. Без солнца наш земной шарик погибнет, перестанет существовать жизнь. Но в этом и заключается удивительный смысл сегодняшнего праздника, который Святая Церковь вкладывает в слова Солнце правды. Когда наша жизнь по-настоящему просвещена Евангелием Христовым, согрета любовью и его теплом, наполнена глубиной и смыслом, это дает возможность продлить эту жизнь навечно и сделать счастливой.

В английском и некоторых других календарях до сих пор воскресный день называется Sunday, что переводится дословно как «день солнца». Но интересно то, что первые христиане праздновали воскресенье как день праведного солнца. Они взяли этот календарь и сделали своим, наполнив правильным смыслом, который несут Христос и Его Евангелие.

К этому призваны и мы! И хотя язычество непобедимо, его много вокруг и даже в церковной ограде, тем не менее, Христос, входя в нашу жизнь, ее не ломает, а обогащает и наполняет смыслом. Как солнечный свет: иногда от него бывает жарко, иногда – холодно, но без солнца жизнь немыслима. Так и наш свет, который мы можем являть своим близким и всем людям, с которыми мы связаны, должен по мере наших сил и деяний наполнять смыслом не только нашу жизнь, но и мир вокруг нас теплом и глубиной Христова Евангелия. Аминь.

Автор: диакон Иоанн Иванов

Источник: Клин православный 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние