Слово о надежде воскресения

Непочтительно мы делаем в рассуждении памяти тех, коих потере сожалеем: ибо лучше хотим предать их забвению, нежели утешиться; лучше хотим вспоминать с ужасом и воздыханием, нежели с приятностью и удовольствием. Когда мы стремимся вспоминать тех, коих воображение должно быть усладительно: то тем самым доказываем, что мы отчаяваемся паче, нежели благонадежны есмы о делах умерших, и как бы почитаем их осужденными паче, нежели к бессмертию преселившимися. Но, говоришь ты, лишились мы, кого любили. Сие не с самим ли миром и стихиями нам общее есть, ибо поверенное на время, удержать навеки не можем. Самое небо не всегда сияет блистающими звездами, коими украшается как бы некиими коронами.

Не всегда блистает восхождением света и багрянеет лучами солнечными, но непременно приятное сие лицо мира покрывается ночной темнотой. Что приятнее света? Что любезнее солнца? Но хотя они и каждый день скрываются от наших очей, однако, мы не сожалеем о захождении их: ибо надеемся возвращения их. Сие научает тебя иметь терпение в собственных твоих переменах. Когда не скорбишь о потере вышних, почто сетуешь о лишении человеческом? Однако сожаление да будет растворено терпением, в несчастии надлежит хранить умеренность, равно как и в счастии. Когда нелепо есть безмерно радоваться, то прилично ли безмерно плакать? Итак, нет причины бояться смерти и соболезновать о ней, когда жизнь, взятая от природы, обратно ей возвращается, или иждивается на должность, до коей надлежит вера и добродетель: ибо никто сам себе не желал, дабы так пребыл. О Иоанне говорили, что обещано ему бессмертие, но сего ему не дано. Слова понимаем, мнения же от них производим сами. Сам Иоанн признается, что не обещано ему не умереть, дабы пример сей не послужил другому к тщетной надежде. Когда желать одного есть дозволенная надежда, кольми паче дерзновенно есть безмерно сожалеть о приключении обыкновенном. Надежда воскресения утверждается всеобщим примером и свидетельством события: ибо многие воскресли. Разумом: ибо как вся наша жизнь состоит в сообществе тела и души, воскресение же будет награждением за добрые дела, или казнью за нечестивые, то нужно есть воскреснути телу, коего дела вместе судимы будут. И как душа предстанет без тела суду, когда надлежит дать ответ за себя и за тело? Воскресение обещано всем, но для того с трудом ему верят, что оно не наша заслуга, но Божий дар есть. Надежду воскресения утверждает сам мир, состояние вещей, порядок родов следующих один за другим, знаки рождения и смерти, перемена дня и ночи, следующих каждый день одно за другим. Сама земля не могла бы давать своих плодов, если бы влажность, вынимаемая жаром солнечным, по Божескому распоряжению, не восстановляема была ночной росой. Что скажу о плодах? Не умирают ли они, когда падают, и не воскресают ли, когда паки возрастают? Что посеяно, то воскресает, и что умерло, то восстает и преображается в те же роды и виды. Как земля возвращает свои плоды, так и наша природа подражает тому же виду воскресения. Почто сомневаешься, аки бы тело от тела не может воскреснуть? Сеется зерно, и восстает зерно, падает яблоко, яблоко же и воскресает, зерно украшается цветом и облекается кожей: подобает бо тленному сему облещися в нетление, и мертвенному сему облещися в безсмертие (1Кор.15:53). Цвет воскресения есть бессмертие и нетление, ибо что вожделеннее быть может вечного покоя и безопасности? Эти плоды суть многоразличны, коими человеческая природа изобилует по смерти. Перестань сомневаться, что залог рода человеческого вера поручает земле, которая порученные себе семена с избытком возвращает, и залог также рода человеческого не удержит у себя. Деревья возрастают от семени положенного, и воскрешают ожившим плодородием своим согнившие плоды, давая им прежний вид, и сие перерождение продолжается многие годы, долговременностью своей побеждает века. Согнивает ягода, восстает ветвь, посаждается ветвь, рождается дерево. Или восстановления только деревьев Божеское провидение касается, о людях же несть никакого попечения? Когда Бог не попускает погибать тому, что дал к употреблению человеческому, то попустит ли погибнуть человеку, созданному по образу Его? Не невероятно тебе кажется, чтобы мертвые оживали. Безумие, ты еже сееши не оживет, аще не умрет, всякий сухой плод, посеянный, воскресает. Кто усомнится, читая в Данииле пророке эти слова: и в то время спасутся людие твои вси, обретшиися вписани в книзе, и мнози от спящих в земней персти встанут, сии в жизнь вечную, а овии во укоризну и в стыдение вечное (Дан.12:1 и след.). И смыслящие просветятся, аки светлость тверди, и от праведных мнозих, аки звезды во веки. Изрядно пророк сказал: «Многи от спящих», дабы через то ты познал, что смерть не есть вечная, но уподобляется сну на время определенному. Через сие показывается также, что будущая по смерти жизнь лучше той, которую мы прежде смерти препровождаем в скорбях и болезнях, ибо та сравнится со звездами, а сия с горестями и печалями соединена. Показывает тебе Господь во Евангелии каким образом воскреснем, ибо не одного Лазаря воскресил, но веру всех. Когда ты читая веришь, то и мысль твоя, которая была мертва, в Лазаре оном оживает. Что Господь, прийдя ко гробу, велиим гласом возопил: «Лазаре, гряди вон!», сие учинил Он для того, дабы показать образ и пример будущего воскресения. Для чего возопил гласом, когда мог действовать духом, когда мог повелеть молча? Конечно, для того, чтобы показать написанное: вскоре, во мгновении ока, в последнем труде: вострубит бо, и мертвые востанут нетлении. Понеже труба издает свой звук от возношения гласа. И возопил: «Лазаре, гряди вон!» Для чего также придается имя? Конечно, для того, дабы один воставший не принят был за другого, или бы воскресение не показалось бы случайным, а не по повелению происшедшим. Когда сие тебе удивительно, то познай, Кто сие повелел, да перестанешь удивляться. Иисус Христос, Божия сила, жизнь, свет, воскресение мертвых: сила восставила лежащего, жизнь подала хождение, свет прогнал тьму, возвратил зрение, воскресение же даровало жизнь. Но не один сей пример показал Иисус Христос: воскресил и других, дабы мы видя многочисленные примеры, уверовали. Воскресил юношу, убежден будучи плачем вдовы матери: приступль коснуся во одре и рече: юноше, тебе глаголю, востани. И седе мертвый, и начат глаголати (Лк.7:14-15). Как скоро услышал, тотчас сел и начал говорить, яко иная сила есть благодати и иной порядок природы. Конечно, душа от земного тела его преселится к вышним, и будет Господу воспевать хвалы, как читаем в Апокалипсисе: велия и дивна дела Твоя, Господи Боже Вседержителю: праведни и истинни путие Твои, Царю святых: кто не убоится Тебе, Господи, и прославит имя Твое, яко един преподобен еси: яко вси языцы приидут, и поклонятся пред Тобою (15:4). Аминь.

святитель Амвросий, епископ Медиоланский

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние