• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

Паломничество к Савве Звенигородскому

На пути к храму

Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде относится к числу редких и ценных культурно-исторических объектов. Ни один человек, приезжающий в этот город, не может обойти его своим вниманием. А если обратиться к истории, то  мы увидим, что русские цари очень любили эту обитель. Сюда приезжал Иван Грозный с первой женой Анастасией Романовой, их сын — царь Федор Иоаннович. Очень часто здесь гостил царь Алексей Михайлович. Для него близ Москвы было построено несколько загородных резиденций. Но поскольку этот монарх отличался особенной набожностью, то нередко предпочитал проводить свои «летние каникулы» в Сторожевском монастыре. По его повелению к обители была проложена дорога – Звенигородский тракт, которую еще именовали «Царский путь». Сейчас он не утратил своего привилегированного статуса, поскольку именуется Рублево-Успенским шоссе.

Основатель обители

Возле входа в монастырь нас встретила бронзовая фигура его основателя – Саввы Сторожевского. Его жизнь тесно связана с одной из самых почитаемых на Руси обителью: Троице-Сергиевой Лаврой. Все началось в XIV веке с отшельнического скита инока Сергия Радонежского, который уже при жизни считался святым. Сначала это был небольшой скит, но со временем у отца Сергия собралась небольшая братия. Одним из его монахов и первых учеников был Савва.

Известно, что Сергий Радонежский был духовником великого князя московского Дмитрия Донского, а Савва – его жены Евдокии и третьего сына Юрия, который после смерти отца получил во владение Звенигород. Князь Юрий призвал к себе Савву и поручил ему основать новый мужской монастырь в Звенигороде. Для этого было выбрано очень красивое место – гора Сторожа, которая в то время находилась за пределами городских стен. С нее открывался впечатляющий вид на Москву-реку и речку Сторожку. Он и сейчас поражает своей красотой, в чем мы смогли убедиться, гуляя по монастырским окрестностям.

С именем преподобного Саввы Сторожевского связывают множество различных чудес, что впоследствии позволило его канонизировать, то есть причислить к лику святых.

 

История монастыря

Строительство обители было начато в конце 1390-х годов с возведения церкви Рождества Пресвятой Богородицы. Она была деревянной и недолговечной. Сам Савва жил вне пределов обители в небольшой пещере, предаваясь молитве и посту. Но по мере того, как братия увеличивалась, росла и территория монастыря. Сейчас – это большая каменная обитель, имеющая статус Лавры. Интересно, что это особое положение Саввино-Сторожевский монастырь в Звенигороде приобрел даже раньше, чем Киево-Печерская и Троице-Сергиева обители. Оно было дано Сторожевскому монастырю в середине XVII века царем Алексеем Михайловичем. История обители – это соединение военного и духовного подвига. Звенигород вплоть до XVII века – пограничный город, а Саввино-Сторожевский монастырь, представлявший собой мощную крепость – форпост на западной границе страны. В 1812 году в обители стоял французский гарнизон. Однако оккупанты не тронули святыни, и монастырь не пострадал. Причиной этого невероятного факта считается, согласно преданию, что сам Савва Сторожевский явился Евгению Богарне – пасынку Наполеона и одному из командующих его армией, с просьбой не трогать обитель. И впечатлительный французский полководец послушался нашего святого. ХХ век оказался менее милосердным для Сторожевской обители. В 1919 году монастырь упразднили, а осенью 1941 года он сильно пострадал, поскольку неподалеку проходила линия фронта и шли бои за Москву. В годы советской власти в обители располагались разные учреждения: приют, военный санаторий, тюрьма, музей. Только в 1995 году Саввино-Сторожевский мужской монастырь был возвращен церкви, и сейчас здесь снова располагается православная обитель. otpusk-zdorovo.ru›zvenigorod-savva-storozhevskij

Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь

Ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря — один из красивейших в  истории древнерусского зодчества. Основанный в 1656 году, монастырь начал застраиваться каменными (кирпичными) зданиями с 1658 года, По замыслу царя Алексея Михайловича (1629—1676) и основателя монастыря Патриарха Никона (1605—1681) Ново-Иерусалимский монастырь должен был стать центром архитектурно-ландшафтного комплекса, создаваемого близ Москвы «в образ и подобие» Святой земли. Река Истра стала именоваться Иорданом, возвышенность на востоке от монастыря — горой Елеон, холм на северо-западе — фавором. Монастырский холм получил имя Сион. Русская Палестина, созданная как  икона христианской Палестины, стала — образом Святой земли, получила благодать первообраза.

Главный собор комплекса Российской Палестины — Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря, строившийся как  копия храма Гроба Господня в Иерусалиме.  и его прототип, собор воспроизводит основные христианские святыни и, прежде всего — место распятия Спасителя — Голгофу и место Его погребения и Живоносного Воскресения. В подземной церкви святых равноапостольных Константина и Елены находится место обретения Креста Господня.

Под Голгофой в придел Усекновения главы Иоанна Крестителя похоронен основатель монастыря Патриарх Никон.

В храме находится объем ротонды Святого Гроба — «шатёр великий», как называли ротонду в древности. По сути, ротонда — это мавзолей, подобный погребальным сооружением Древнего Рима .В центре ротонды находится кувуклия, в которой воспроизведено каменное ложе, на которое в Палестине в пещере на склоне Голгофы было положено тело Спасителя. В храме сохранился уникальный медный чеканный иконостас,

Завершенность ансамблю придала каменная крепостная стена, заменившая первоначальную деревянную ограду.

Пострадавший в результате разрушения собора иконостас реставрировался в 1980-х годах. В подземной церкви похоронены жена великого русского полководца А.В.Суворова — Варвара Ивановна, урождённая Прозоровская (1750—1806) и их сын Аркадий (1784—1811)

В декабре 1941 года Воскресенский собор Ново-Иерусалимского монастыря был разрушен немецко-фашистскими захватчиками.

В январе 1995 года архитектурный ансамбль Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря возвращен Русской Православной церкви. С этого времени на его территории находится Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь и Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим».

Церковь Тихона патриарха Всероссийского г.Клин

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *