Освяти нас крепостью твоею, всесвященный Крест!

Прообраз праздника в Ветхом Завете

На всенощном бдении праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня читается паремия – отрывок из ветхозаветной книги Исход. В нем рассказывается о событии, которое случилось в начале пути израильского народа из страны рабства – Египта, где израильтяне были обречены на истребление, в Землю Обетованную (обещанную Богом). После перехода через Красное море люди, страдавшие от жажды в знойной пустыне, нашли источник, вода в котором была горькой и непригодной для питья. В связи с этим место было названо Мерра, что значит горькая. «И возроптал народ на Моисея, говоря: что нам пить? Моисей возопил к Господу, и Господь показал ему дерево, и он бросил его в воду, и вода сделалась сладкою» (Исх. 15:24–25), то есть пригодной для питья. Чудесное действие этого дерева явилось прообразом спасительного действия Древа Креста Господня.

В 9-й песне праздничного канона говорится: «Не допустив убийственной горечи от древа, Господи, Ты совершенно истребил ее Крестом; потому некогда дерево горечь вод Мерры и прекратило, предызображая действие Креста, который все силы Небесные величают» (русский перевод).

Крест Христов – победитель смерти

Грех наших прародителей, выразившийся в гордыне и эгоизме, стал предательством любви Божией к людям. Вследствие этого разорвалась связь доверия и любви между Богом и человеческим родом со стороны любимых Божьих созданий – людей. Трагическим последствием этого стали повреждение человеческой природы, болезни, смерть; поломались прежде мирные и доброжелательные отношения между самими людьми. В таком духовно-нравственном состоянии, в котором оказался человек, ему было бы вредно и опасно вкушать плоды древа жизни – таинственного и глубинного соединения своей жизни с жизнью своего Творца. В этом случае греховное поражение человеческой природы стало бы вечным, не подлежащим исцелению. Светлый мир Божиего Царства закрылся бы перед людьми навсегда. Нельзя дать право вечности греху и его последствиям.

Как через древо познания добра и зла грех и его следствие – смерть – вошли в человека, так Крестом Христовым уничтожена горечь смерти и побежден грех. Теперь каждый верующий во Христа и Его Евангелие получает утешение и укрепление, взирая на Крест и доверяя любви своего Спасителя. Крестная смерть Богочеловека Иисуса Христа победила абсолютную силу греха и смерти, привела к разрушению ада, который, казалось, был несокрушимой твердыней диавола. Шеол – ад – держал в страшном плену все человеческие души, начиная с Адама. Христос принял по Своей человеческой природе насильственную смерть через распятие. Его Богочеловеческая душа сошла в ад. Там раздалась евангельская проповедь Спасителя. Все души людей, живших ранее на земле, услышали весть о Божественной любви и вечном Царстве славы Божией. Адская твердыня разбилась! Все поверившие Христу и Его Евангельской вести вышли из адского безнадежного мрачного состояния и вошли вместе с Богочеловеком в светлый и радостный мир Божиего Небесного Царства. Все души, сделавшие иной выбор, не захотевшие быть со своим Богом, сбежали от Христа вместе со всеми темными силами в адские глубины, где царят мрак и ненависть.

Об истории праздника

В вечерней стихире на литии говорится о чудесном явлении образа креста на небе императору Константину в 312 г., накануне его битвы с кесарем Максенцием. После этого на всех воинских знаменах Константин повелел изобразить образ креста, под сенью которого и свершилась победа императора, уверовавшего во Христа. «Сверкающий звездами образ твой, Крест, предвозвестил успех победный славному благочестивому царю; а мать его Елена, тебя открыв, сделала известным всему миру;  и сегодня, воздвигая тебя, мы, хоры верных, восклицаем: “Просвети нас светлостью своею, живоносный Крест! Освяти нас крепостью твоею, всесвященный Крест! Укрепи нас воздвижением твоим, воздвигаемый против ополчения врагов”» (русский перевод).

В 326 г. по распоряжению императора Константина его мать, святая равноапостольная царица Елена, отправилась в Святую Землю. Она хотела найти тот самый Крест, на котором была принесена искупительная Жертва за грехи всего мира. Царице Елене стало известно, что честной Крест погребен в основании холма, на котором был построен языческий храм в честь богини любви Венеры. После его разрушения и проведения на этом месте раскопок были найдены три креста. Их по очереди возложили на тяжелобольную женщину. После того, как к ней прикоснулись третьим Крестом, она сразу выздоровела. Так был определен Крест, обагренный кровью Спасителя мира.

Собралось множество людей, узнавших о чудесном исцелении и обретении Креста Христова. Все стремились своими глазами увидеть спасительный Крест. Тогда епископ Иерусалимский Макарий стал высоко поднимать Святой Крест, показывая его всем людям. Это событие легло в основание праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня и чина Воздвижения Креста, который совершается в храмах во время праздничного всенощного бдения.

О песнопениях всенощного бдения

Церковные песнопения всенощного бдения содержат много упоминаний о предстоящем на богослужении воздвижении Креста, подготавливая верующих к этому важному событию. В первой стихире на литии говорится: «Вот, мы явно покланяемся пречистых ног Твоих подножию и, надеясь на осенение Твоими крыльями (то есть Твою защиту. – Прим. авт.), Всемилосердный, взываем Тебе: “Да отпечатлеется на нас свет лица Твоего, и рог православных людей (то есть силу, достоинство и значение православных христиан. – Прим. авт.) Твоих возвысь воздвижением Креста Твоего, Христос многомилостивый!”» (русский перевод).

Характерно, что в церковных песнопениях, посвященных Кресту,  глаголы и причастия даны в настоящем времени, часто встречается слово «днесь», по-русски – «в сей день». Церковь усиленно обращает наше внимание, что Воздвижение совершается на этом богослужении и сейчас. Приведем слова хвалитной стихиры в русском переводе: «В сей день совершает исхождение Крест Господень, и верные принимают его с любовью, и получают исцеление души, и тела, и всякого недуга. Его будем приветствовать с радостью и страхом: со страхом – из-за греха, как недостойные; с радостью же – ради спасения, которое миру подает на нем пригвожденный Всемилостивый Христос Господь».

Православная Церковь не просто вспоминает бывшие когда-то события: она на своем богослужении встречается с ними и освящается ими. И никакого значения не имеет, что Крест, воздвигаемый в храме, сделан в ХХ или XXI веке: честь, воздаваемая образу – изображению, восходит к первообразу. Поклоняясь иконе, мы поклоняемся не доскам и краскам, а Тому, Кто изображен на них и ими. Иконы, в том числе и кресты, это в некотором роде окошки в Царство Небесное, которые открываются во время молитвы. Сила подлинного древа Креста Христова действует и в том кресте, который мы носим на груди или целуем в храме.

Крест – символ любви Бога к людям

Церковное празднование Креста Христова объединяет молитвенное прославление как страданий Господа нашего Иисуса Христа, так и Его славное Воскресение – начало нашего духовного выздоровления и обновления для вечной жизни. Светилен праздника торжественно провозглашает: «Крест, хранитель всея вселенныя, Крест, красота Церкви, Крест, царей держава, Крест, верных утверждение, Крест, Ангелов слава и демонов язва».

Совершая поклонение пред Святым Крестом, мы поем: «Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».

Крест Христов – высочайшее проявление любви Бога к нам, грешным людям. Поклонение Богу значит, что мы ставим нашего Творца и Спасителя в самый центр нашей жизни. Прославление Бога, Воскресения Христова – это наши усилия, направленные к тому, чтобы в наших поступках, словах, мыслях и чувствах отражались, как в зеркале, любовь и совершенство нашего Господа. Мы должны духовно уподобляться Богу, стараться жить так, чтобы Богу всегда было радостно нас видеть. Тогда и вера, согретая нашей взаимной любовью с Богом, станет живой, спасительной и всё побеждающей.

Автор: протоиерей Борис Балашов

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние