О дарованиях

Проповедь диакона Иоанна Иванова в Неделю 6-ю по Пятидесятнице.
(Рим. 12, 6-14)

Дорогие братья и сестры! Сегодня апостол Павел говорил о дарованиях, давайте и мы об этом немного порассуждаем.

Слово «дарование» известно каждому, мы встречаем его не только в Священном Писании, но в разговорном языке обычно используем близкое по значению слово «талант». Когда, например, ребенок рождается со способностями музицировать или рисовать, восторженные родственники объявляют, что у него – талант!

Однако есть таланты, которые особенно необходимы для жизни в человеческом сообществе, хотя, возможно они не всегда так заметны, например, дружелюбие, терпение и многие другие – у каждого человека свой набор и свои сильные стороны. Как мы не пытаемся искать в организме две одинаковые клеточки или два идентичных атома во Вселенной, так невозможно найти и двух одинаковых людей среди более, чем семи с половиной миллиардов, населяющих нашу планету.

Попробуем разобраться, в каком контексте слово дарование использует апостол Павел: по данной нам благодати, имеем различные дарования, то, имеешь ли пророчество, пророчествуй по мере веры; имеешь ли служение, пребывай в служении; учитель ли,- в учении; 8увещатель ли, увещевай; раздаватель ли, раздавай в простоте; начальник ли, начальствуй с усердием; благотворитель ли, благотвори с радушием. Любовь да будет непритворна; отвращайтесь зла, прилепляйтесь к добру; будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте; в усердии не ослабевайте; духом пламенейте; Господу служите; утешайтесь надеждою; в скорби будьте терпеливы, в молитве постоянны; в нуждах святых принимайте участие; ревнуйте о странноприимстве. Благословляйте гонителей ваших; благословляйте, а не проклинайте (Рим. 12, 6-14).

Мы видим, и это важно, что Павел перечисляет те дарования, которые у всех нас есть в большей или меньшей степени. Стоит вспомнить, что мир людей принципиально отличается от ангельского: по замыслу Господа-Творца, мы имеем тело и ограниченное время, чтобы им пользоваться. Удивительно, что в отличие от ангелов, в смысле творения, мы можем гораздо больше, потому что цель нашего существования – максимальный план обОжения (уподобления Богу). Но реализовать его можно только усиленно работая над собой, и это оказывается гораздо сложнее, чем заниматься поиском обстоятельств, которые мешают или способствуют этому. На собственном примере для многих очевидно, что вылепить из себя что-то неимоверно сложно, а подчас и вовсе невозможно.

Какие таланты, например, необходимы, чтобы создать семью, вырастить настоящего человека? Все критерии изложены в Евангелии! Помните известную историю, когда у Микеланджело спросили, как у него получается ваять из камня такие великолепные скульпуры, на что он ответил: «Ничего сложного, берешь кусок камня и обтачиваешь ненужное»? Но задача № 1 для человека – «обточить» до совершенства себя самого, а это в одиночку сделать невозможно, поэтому Господь предлагает в качестве помощника Себя и дает необходимые инструменты – дарования. И если откинуть внешнюю социальную сторону их проявления, которая обычно заключается в поиске аплодисментов, мы увидим, насколько сложно стать настоящим человеком.

Божья любовь, по образцу которой мы должны вырасти, все время требует что-то отдавать. Но родившись одаренным, человек стремится собрать все бонусы мира, не задумываясь о том, Кто и для чего дал ему эти таланты. У него происходит раздвоение, когнитивный диссонанс, ему объективно сложно. С одной стороны – «бери от жизни всё», а с другой, где-то в глубине души он понимает, что всё это дано ему, чтобы стать лучше и ближе к Богу – Тому, Который подарил саму жизнь, душу, возможность пользоваться своими дарованиями.

А таланты эти на самом деле глубоки: вера – это дар Божий, любовь – дар Божий, смирение, надежда и все те добродетели, которым мы пытаемся учиться у святых, нужны нам, чтобы максимально приблизиться к нашему Творцу. Аминь.

Источник: Клин православный

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

  • Местная религиозная организация «Православный приход Троицкого собора г. Клин Сергиево-Посадской епархии Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)»Страница приходаРусская Православная Церковь, Московская митрополия, Сергиево-Посадская епархия, Клинское благочиние