• Восстановим порушенные святыни!

  • Расчетный счет на пожертвование для восстановления Троицкого собора г.Клин

Василий Никитич Татищев

Государственный деятель, историк, воин, дипломат, лингвист, инженер, геолог, геодезист, палеонтолог, математик и врач Василий Никитич Татищев родился в 1686 году в Псковской губернии. Окончил в Москве инженерную и артиллерийскую школы. Участвовал в Северной войне 1700–1721 годов. Выполнял различные военно-дипломатические поручения царя Петра I, управлял казёнными заводами на Урале, основал г. Екатеринбург. Татищев подготовил первую русскую публикацию исторических источников, введя в научный оборот тексты «Русской правды» и «Судебника» 1550 года с подробным комментарием, положил начало развитию источниковедения, этнографии, создал обобщающий труд по отечественной истории, написанный на основе многочисленных русских и иностранных источников, – «Историю государства Российского с самых древнейших времён». Василий …

Читать далее

Александр Блок, «На лугу»

Александр Блок, «На лугу»

На лугу

Леса вдали виднее,
Синее небеса.
Заметней и чернее
На пашне полоса,
И детские звончее
Над лугом голоса.
Весна идет сторонкой,
Да где ж сама она?
Чу, слышен голос звонкий.
Не это ли весна?
Нет, это звонко, тонко
В ручье журчит волна…

1912

Клин православный

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 4

«Я являюсь таким, каким меня создал Бог и каким сделали воспитание, обстоятельства,свойства того века и той страны, в коей я живу и действую». П.И. Чайковский   Широко известно признание Чайковского, относящееся к 1885 г., когда он был уже маститым оперным автором: «…есть нечто неудержимое, влекущее всех композиторов к опере: это то, что только она одна дает вам средство сообщаться с массами публики. Мой «Манфред1» будет сыгран раз-другой и надолго скроется, и никто, кроме горсти знатоков, посещающих симфонические концерты, не узнает его. Тогда как опера, и именно только опера, сближает вас с людьми, роднит вашу музыку с настоящей публикой, делает вас …

Читать далее

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 3

Духовная музыка Период после смерти Дмитрия Степановича Бортнянского ознаменован упадком церковного национального музыкального развития и творчества. В это же время начинает появляться потребность в более глубоком осмыслении процесса развития церковного пения, как неотъемлемой части всей русской национальной культуры. Следствием этого стало обращение к различным жанрам и формам духовной музыки таких крупнейших композиторов, как Михаил Глинка, Милий Балакирев, Николай Римский-Корсаков. О проявлении интереса к истокам певческой культуры в России, к древним церковным распевам во второй половине XIX в. свидетельствует также и известная попытка НиколаяПотулова создать «Обиход церковного пения» на основе гармонизации древних распевов в строгом стиле. Однако этот опыт не увенчался …

Читать далее

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 2

«Я не хотел бы, чтобы из-под моего пера являлись симфонические произведения, ничего не выражающие и состоящие из пустой игры в аккорды, ритмы и модуляции. Симфония моя, разумеется, программна, но программа эта такова, что формулировать ее словами нет никакой возможности… Но не этим ли и должна быть симфония, то есть самая лирическая из музыкальных форм, не должна ли она выражать все то, для чего нет слов, но что просится из души и что хочет быть высказано?» Из письма Сергею Ивановичу Танееву 27 марта 1878 г.   Начало композиторского пути Чайковского связано именно с симфонической сферой. Первая симфония Чайковского «Зимние грезы» была …

Читать далее

Композитор Петр Ильич Чайковский. Часть 1

«Я желал бы всеми силами души, чтобы музыка моя распространилась, чтобы увеличивалось число людей, любящих ее, находящих в ней утешение и подпору». Петр Ильич Чайковский   Музыка Петра Ильича Чайковского уже при его жизни вошла в сознание широких слоев русского общества и стала неотъемлемой частью национального духовного самосознания. Его имя стоит в одном ряду с другими величайшими представителями отечественной художественной культуры. И по сей день он остается самым исполняемым и известным в мире русским композитором, выразившим с необычайной силой, простотой и искренностью эмоционально-напряженную лирическую стихию русской природы и русской души. При жизни Чайковский любил повторять цитату Гейне: «Где кончаются слова, …

Читать далее

Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 2

Поздний период композиторской деятельности Свиридова можно смело назвать вершиной оркестрово-хорового творчества, когда ему удалось достичь удивительной одухотворенности и возвышенности песен. Примерами18 этому стали «Весенняя кантата» на слова Некрасова в 1972 г. с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких и важных сочинений Свиридова — Три хора из музыки к трагедии Алексея Толстого «Царь Федор Иоаннович»в 1973 г. . Здесь интонации знаменных распевов обрели современное звучание и эмоциональную остроту. Эта музыка была близка древним церковным песнопениям Руси, вместе с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия. Свиридов является создателем интересного музыкального жанра, …

Читать далее

Творчество композитора Г.В. Свиридова. Часть 1

«Для меня Россия — страна просторов, страна песни, страна печали, страна минора, страна Христа». Г. В. Свиридов   Георгий Васильевич Свиридов — выдающееся явление музыкальной культуры страны. Его творчество занимает особое, приметное место в искусстве. Принадлежность Свиридова к русской культуре настолько очевидна, что для ее доказательства не требуется никаких рассуждений. Ведь он продолжал и развивал опыт русских классиков, прежде всего Модеста Мусоргского1, обогащая его достижениями XX в. Георгий Васильевич использовал традиции старинного канта, попевок, знаменного пения и в то же время — современной песни. Творчество Свиридова сочетало в себе новизну, самобытность музыкального языка, отточенность, изысканную простоту, глубокую духовность и выразительность. …

Читать далее

Поэтический мир Татьяны Гримблит

Автор: Священник Илия Ничипоров   Татьяна Николаевна Гримблит (мц.Татиана;1903–1937) — человек неординарной, трагической судьбы. Она родилась в Томске в благочестивой, церковной семье и уже с юных лет, пережив потерю отца, избрала для себя жертвенное просветительское служение. В 1920 г. она становится воспитательницей в детской колонии, а по окончании Гражданской войны все ее заботы сосредотачиваются на сборе средств и передач для заключенных сибирских лагерей, среди которых было и многочисленное духовенство. Аресты и допросы 1923 и 1925 гг. не сломили ее воли, в 1926 г. она была выслана в Зырянский край, а в 1927 г. — в Казахстан. Между ссылками, арестами, заключением …

Читать далее

Фонвизин Денис Иванович

ФОНВИЗИН (Фон-Визин) Денис Иванович родился (1744 г., Москва) в дворянской семье — сатирик и драматург. Первоначальное воспитание получил дома под руководством отца. С 1755 учился в гимназии для дво­рян при только что открытом тогда Московском университете. В 1762 по окончании гимнази­ческого курса был переведен в сту­денты, но в том же году оставил универ­ситет и определился на службу в Колле­гию иностранных дел переводчиком. В 1763 перешел в канцелярию кабинет-министра И. П. Елагина, ведавшего «приемом челобитен» и управлявшего те­атрами. В это время Денис Иванович вступает в тесное общение с театральной средой и в осо­бенности дружит с выдающимся акте­ром И. А. Дмитриевским. С …

Читать далее

Д. И. Менделеев в воспоминаниях современников

Бронзовый барельеф на мраморной доске, вручаемый чтецу ежегодных Менделеевских чтений в С.-Петербурге Воспоминания друзей и учеников Д. И. Менделеева Л. А. ЧУГАЕВ «…Когда подходишь к оценке личностей, подобных Д. И. Менделееву, к анализу их научного творчества, невольно является желание отыскать в этом творчестве элементы, всего более отмеченные печатью гения. Из всех признаков, отличающих гениальность и ее проявление, два, кажется, являются наиболее показательными: это, во-первых, способность охватывать и объединять широкие области знания и, во-вторых, способность к резким скачкам мысли, к неожиданному сближению фактов и понятий, которые для обыкновенного смертного кажутся далеко стоящими друг от друга и ничем не связанными, по крайней …

Читать далее

Сочинения Гайдара А.П. написанные во время проживания в г. Клин

«Тимур и его команда» Тимур и его команда Вот уже три месяца, как командир броне дивизиона полковник Александров не был дома. Вероятно, он был на фронте. В середине лета он прислал телеграмму, в которой предложил своим дочерям Ольге и Жене остаток каникул провести под Москвой на даче. Сдвинув на затылок цветную косынку и опираясь на палку щетки, насупившаяся Женя стояла перед Ольгой, а та ей говорила: – Я поехала с вещами, а ты приберешь квартиру. Можешь бровями не дергать и губы не облизывать. Потом запри дверь. Книги отнеси в библиотеку. К подругам не заходи, а отправляйся прямо на вокзал. Оттуда …

Читать далее

Владимир Иванович Танеев

Владимир Иванович Танеев, общественный деятель, юрист, социолог, философ родился 5 сентября 1840 года в городе Владимире в дворянской семье. Дворянский род Танеевых известен с начала ХVII века и тесно связан с историей Владимирского края. Предки В.И. Танеева неоднократно были предводителями дворянства. Отец В.И. Танеева, Иван Ильич, занимал во Владимире должность советника палаты государственных имуществ, имел репутацию человека чистого, незапятнанного, безукоризненного. Иван Ильич был блестяще образован: он окончил курсы юридических, медицинских и словесных наук, защитил магистерскую диссертацию по филологии, увлекался музыкой. Владимир Танеев поступил в училище правоведения в Петербурге и в 1861 году его закончил. По окончании училища Танеев состоял на …

Читать далее

Петр Ильич Чайковский — из воспоминаний.

Петр Ильич Чайковский Петр Ильич Чайковский родился в 1840 году в Воткинске, маленьком городе-заводе на Урале. (Ныне этот городок расположен в Удмуртии). Там отец композитора служил директором Горного завода. Родители будущего композитора были музыкальны, и в доме нередко проходили любительские концерты. Вокруг звучали крестьянские песни. Как писал позднее сам Чайковский, он «вырос в глуши, с детства самого раннего проникся неизъяснимой красотой характеристических черт русской народной музыки», что позднее нашло отражение в его творчестве. Продолжение Чайковскому суждено было родиться в совершенно замечательной семье, в атмосфере любви и сердечности. Его родители имели значительную разницу в возрасте, но связывали их исключительные по глубине …

Читать далее

Анна Григорьевна — Воспоминания

Предисловие (к “Воспоминаниям”) Я никогда прежде не задавалась мыслью написать свои воспоминания. Не говоря уже о том, что я сознавала в себе полное отсутствие литературного таланта, я всю мою жизнь была так усиленно занята изданиями сочинений моего незабвенного мужа, что у меня едва хватало времени на то, чтоб заботиться о других, связанных с его памятью, делах. В 1910 году, когда мне, по недостатку здоровья и сил, пришлось передать в другие руки так сильно интересовавшее меня дело издания произведений моего мужа и когда, по настоянию докторов, я должна была жить вдали от столицы, я почувствовала громадный пробел в моей жизни, который …

Читать далее